Известная история: делал дизайнер макет или логотип. День делал, два делал, каждую чёрточку передвигал то влево, то вправо — всю душу в него вложил. И вот наступает час «икс», когда этот хрустальный шедевр вынужден встретиться с молотом арт-директора или клиента.
Есть такой тип дизайнеров — дизайнеры-дикобразы (я тоже таким был). Представители этого вида воспринимают правки как посягательство на частную собственность. Они, как правило, не имеют веских аргументов для защиты своей идеи и поэтому, почуяв опасность, выставляют шипы, подобно дикобразам, и моментально отказываются от осмысления и анализа замечаний. В голове в этот момент примерно такие мысли: «Ах ты скотина такая, я 40 часов угробил на этот макет! Ни черта не понимаешь в современном дизайне, свои старпёрские темы мне тут заливаешь, а настоящее искусство — оно вот, перед тобой! Убери свои грязные руки — ты не способен осознать всё изящество идеи и тонкостей реализации».
Хотя, если подумать, этот дизайн не принадлежит дизайнеру. То, что ты его сделал, не означает, что это твоя собственность. Ты делаешь его для клиента — для решения его конкретных задач. Отношение к дизайну как к своей собственности крайне губительно.
Наибольшая популяция дизайнеров-дикобразов — это мидлы. Меньше всего их среди джуниоров: они ещё не накопили достаточного опыта, чтобы быть сверх уверенными в своих действиях. (Джун-дикобраз — самый опасный тип, как правило, с сильно завышенной самооценкой. Работать с ним крайне сложно, а перспективы очень туманны).
По терминологии Талеба, дизайнер-дикобраз хрупок. Шквал эмоций, который возникает в момент критики, не позволяет мозгу извлекать пользу из происходящего. И это самая частая причина остановки профессионального роста дизайнера. В момент критики нужно, подобно лотку для промывки золота, отсеивать лишнее, выискивать крупицы смысла и прилагать все усилия для того, чтобы осознать и применить их. Эти крупицы — строительный материал уникального опыта, который не получишь на курсах или из книг. Умение их анализировать отличает просто хорошего спеца от профи.
Стоит это делать хотя бы потому, что любой клиент разбирается в своём бизнесе лучше дизайнера. Критически важно научиться читать правки клиента между строк, видеть в них не дизайнерские замечания, а бизнесовые потребности. Даже в самых бредовых на первый взгляд комментариях клиента почти всегда есть щепотка сырья, которую ты можешь, подобно алхимику, превратить в недостающие тебе знания и выйти на новый уровень. И всё, что тебе нужно, — это желание её найти.
Как же стать антихрупким?
Поиск критики и спортивное отношение к ней — главное оружие дизайнера на поприще своего развития и его лучшая привычка.
Формула взрывного роста выглядит так: сделай лучшее, на что способен и беги искать критику. Это может быть чатик дизайнеров в телеграме или «коридорное тестирование», когда ты просто спрашиваешь мнения коллег. Не хочешь подниматься со стула — спроси людей, которые сидят слева и справа от тебя — что они думают о твоём решении? Задача состоит в том, чтобы постоянно генерировать обратную связь, причем не только от дизайнеров, но и от простых смертных — именно для них ты делаешь продукты.
Учись обрабатывать обратную связь и отделять эмоции от здравого смысла. Относись к правкам и комментариям не как к упрёкам и посягательствам на свой труд, а как к скрытым возможностям. Цепляйся за каждую из них. Тогда, с каждым новым витком событий ты будешь становиться всё более сильным.
Как завещал дядюшка Нассим: стань антихрупким или умри.
Проведите конкурс среди участников CMS Magazine
Узнайте цены и сроки уже завтра. Это бесплатно и займет ≈5 минут.