«Периодически проскакивает информация, что та или иная студия подключает клиентов к проектам в своих CRM. Но какой-то толковой статьи о плюсах и минусах не нашел. Как вы думаете, стоит ли подключать клиентов к проектам во внутреннем корпоративном портале?»
Без обиняков: да. И вот почему:
Однако, перед тем, как включать клиента в CRM, обязательно объясните, зачем вы это делаете, что надлежит делать ему и чего стоит избегать. Дизайнеры, например, народец весьма чувствительный к комментариям вроде «Что это за херню вы нарисовали?».
Не сомневайтесь, приглашайте клиентов в свои системы.
Клиенты любят внимание. А еще они хотят быть в курсе дел по своим проектам и видеть результаты.
А если клиент далеко? А если споры и разногласия?
E-mail и чаты не всегда решают проблему.
Чтобы проект получился, важно общаться, обсуждать задачи, отвечать на вопросы. И лучше — в единой системе, доступной всем участникам проекта в любое время.
Так у всех есть мгновенный доступ к информации, онлайн и при необходимости с мобильных устройств. История переписки хранится в одном месте. Новые участники проекта быстро входят в курс дела. Всем видны ход работы, сроки, трудозатраты, результаты и ответственные лица. И никто не тратит время на совещания.
При этом общаться вживую тоже важно. Перестать разговаривать — потерять контроль над ситуацией.
Отсутствие коммуникации приводит к непониманию ожиданий и потребностей клиентов. Поэтому смело вводите их в свои системы-порталы-CRM — и достигать качественных результатов станет легче.
По-видимому, это ещё не очень популярная практика в рынке, хотя лично я как заказчик услуг сталкиваюсь с ней всё чаще и чаще. Особенно небольшие компании полюбили использовать Basecamp.
Я соглашусь с первым экспертом, что нужно сначала определиться с тем, какую задачу вы решаете, вводя заказчика в свою кухню, и не рискуете ли вы слишком сильно. Если вы не видите слишком серьёзных рисков, имеет смысл попробовать ввести наиболее адекватного и лояльного клиента в корпоративный портал. Если вы почувствуете позитивные изменения — двигаться дальше.
Руководитель отдела разработки проектов в «Кельник»
Какую задачу вы хотите решить, пригласив клиента в свой внутренний портал? Как вы планируете измерить эффективно ли решена задача? Почему текущие инструменты не удовлетворяют?
Нет смысла гнаться за модой/трендами/пиаром больших агентств, если вы не можете сформулировать, как такое изменение решит хотя бы одну текущую проблему.
На мой взгляд, привлечение клиента в подобные системы — это возможность упорядочить и хранить все общение в одном месте, контролировать аккаунтов и снижать скорость реагирования на клиентские запросы. Есть ли подобные задачи в вашем бизнесе?
Если вы сомневаетесь — сделайте отдельный внешний портал, специально для общения с клиентом, пригласив в него только менеджеров/аккаунтов. Это позволит упорядочить общение без риска показать внутреннюю кухню.