«Прочитал ответы на первый вопрос — видимо, просто разослать ТЗ в кучу веб-студий это плохая идея. Как тогда правильно выбрать подрядчика для нашего бизнеса, ведь у нас нет денег на работу с топ-компаниями и времени на какой-то безумный тендер? Скоро будем искать разработчиков и специалистов на seo и контекст. Вы же тут все самые умные и лучшие»
Отвечу правду, а потом по делу.
Правда: чёткого ответа нет. Слишком много факторов и мало данных о задаче. Выбор подрядчика сродни женитьбе:
— Есть ли у него опыт работы в вашей сфере?
— Насколько он квалифицированный и ответственный?
— Понравится ли ему проект, покатит ли? Это ж не яму копать.
— Совпадёте ли вы по манере общения, скорости, целям? ...и т.п.
Рейтинги, число работ, хвалебные отзывы на сайте, понравившийся дизайн — ничего из этого не гарантирует успех.
Теперь конструктив, но весьма субъективный:
— Начните с рекомендованных и слушайте ощущение: в интернет-проекте крайне важно сработаться. Если рекомендаций нет, ходите по сайтам и снова слушайте подсознание.
— Применяйте на этапе отбора измеримые критерии: цена, опыт в вашей сфере, опыт вообще, специализация...
— В общении выбирайте думающих и задающих вопросы. Остерегайтесь тех, кто сразу предлагает решение или спешит начать, ничего не предлагая.
— Свяжитесь с их клиентами и получите настоящий отзыв.
Да пребудет с Вами Сила!
Если бюджет небольшой, делайте упор именно на production, а подготовку возьмите на себя. В этом случае для выбора подходящего исполнителя вам нужно:
1. Обратиться к источникам информации о веб-студиях: рекомендации, рейтинги, копирайты на понравившихся сайтах.
2. Выбрать из этого пула
3. Провести подготовительные работы самостоятельно и по-максимуму: четко определите задачи сайта, сегментируйте ЦА, по-возможности определите целевые маршруты, продумайте информационную архитектуру.
С результатами этой работы обращайтесь в те самые
И помните, что разработка эффективного проекта — это всегда включение и продуктивная работа обеих сторон.
Сергей, прежде всего надо понять, должна одна компания предоставлять обе эти услуги или разные. Есть свои плюсы и минусы, в каждом из случаев.
Если остановиться на SEO. Для начала необходимо понять, какими KPI Вам было бы удобно оценивать работу SEOшников, сегодня это могут быть: позиции, трафик, целевые переходы, действия на сайте (CPA), звонки (PPC) и другие.
Далее выбор исполнителя. Самый верный способ изучить независимые рейтинги SEO-компаний (например www.ratingruneta.ru/seo). Там можно познакомиться с реальной ситуацией на рынке. Ну а далее отправить запрос, например, в ТОП-5 агентств, обозначив те условия сотрудничества, которые Вам были бы удобны.
Обязательно стоит посетить офис компании, уточнить, штатные ли специалисты, как будут обстоять дела с клиентской поддержкой и какие гарантии прописываются в договоре.
Ваш сегмент сопряжен с высокой конкуренцией, поэтому подойти к вопросу разработки и продвижения стоит очень взвешенно. Советую не экономить на качестве сайта и привлечь к работе над его созданием надежного подрядчика, который обеспечит комплексный подход — от анализа конкурентной среды до тестирования и запуска проекта.
Второй момент — организация маркетинга. SEO-продвижение может быть в числе дополнительных услуг разработчика вашего сайта. Это удобно, но потребует колоссального бюджета, что, кстати, совсем не является залогом успешного результата. Альтернатива — самостоятельное продвижение на базе автоматизированной рекламной системы. С ее помощью вы (ваш штатный маркетолог) привлекаете целевую аудиторию из поисковых систем с минимальными затратами денег и ресурсов, учитывая все тонкости вашего бизнеса, что крайне важно. Это решение успешно используется многими предпринимателями. Отмечу, что автоматизация коснулась не только SEO, но и контекстной рекламы. Успешного старта и развития!
Попробуйте убрать всех лишних:
1. Откройте
2. Заходите по очереди на сайты студий. Спросите себя: «Мне нравится этот сайт?». Если нет — вычеркните эту компанию. Если она не может сделать хороший сайт себе, то не сможет сделать его и вам. Осталось:
3. Позвоните в оставшиеся студии. Обсудите вопросы: требования к сайту, сроки, бюджет, технологии. Вычеркните: тех, кто не смог вам назвать ориентировочный бюджет; тех, кто не укладывается в бюджет или/и сроки; тех, кто просто не нравится; тех, кто собирает сайты на joomla. Осталось:
4. Пригласите на встречи представителей компаний. Проговорите все, о чем уже говорилось по телефону, выслушайте предложения компаний. Вычеркивайте: группы от 3х человек; неопытных специалистов; тех, кто просто не нравится. Осталось:
5. Положитесь на интуицию — выберите тех, кто вам ближе.
Поддержу часть экспертов, утверждающих, что процесс выбора подрядчика (особенно при невысоких бюджетах) так же неформализуем, как поиск друга или спутника жизни. И главным в этом процессе является не набор численных характеристик, а выстраивание партнёрских отношений с подрядчиком вместо потребительских.
Парадоксальный для большинства клиентов факт — вы должны вкладываться в развитие отношений с подрядчиком настолько же сильно, насколько подрядчик вкладывается в развитие отношений с вами! Только в этом случае вы можете радикально снизить риски неудач при относительно невысоком бюджете и высокой конкуренции в вашей отрасли.
Генеральный директор в Студия Валерия Комягина
Существует три способа выбора подрядчика — открытый тендер, закрытый тендер, прямое обращение.
Тендеры лучше объявлять в местах скопления студий (CMS Magazine отлично для этого подойдет).
Несколько простых рекомендаций помогут избежать частых ошибок:
1. Чем полнее будет бриф (предварительная постановка задачи), тем более качественную оценку вы получите. Как говорится «какой бриф — такой и креатив».
2. Назовите свои ценовые ожидания. Скрытность не поможет получить лучшую цену, поверьте. Зато поможет сэкономить кучу времени, если вы не угадали с сегментом.
3. Не обращайтесь в компанию, если вам понравилась только одна работа в портфолио — вам должна понравиться бОльшая часть работ.
4. Не пожалейте времени на личную встречу (хотя бы с шортлистом из3-5 компаний). Выбирайте сначала умом, но затем — обязательно сердцем.
5. Попросите референс-лист и позвоните нескольким предыдущим клиентам выбранной компании. Хорошая компания оставляет после себя приятные воспоминания.