«Как мотивировать подрядчика сдать проект вовремя, заставить отвечать за сроки? Пени в договоре за просрочку работ мизерные. 0,1% от суммы за день просрочки это стандарт в большинстве договоров, которые я видела. Если проект стоит 100 т. руб., штраф за просрочку 100 руб. в день. Это вообще никак не мотивирует студию сдавать проект вовремя. А если у меня запуск кампании и закуплена реклама на этот сайт с определённой даты?»
Серебряной пули на этот счет нет, но есть несколько простых советов, которые помогут вам избежать проблем:
Если вопрос в том, что можете сделать Вы, а не что вообще мотивирует подрядчика, то ответ такой:
И да, Вы правы: штрафы и угрозы не работают. Они больше демотивируют, заставляют подрядчика злиться на вас и на себя, чем вгоняют его в известную ситуацию «отрицание, гнев, попытка изменить, депрессия, принятие», что снижает желание работать и, внимание, увеличивает срок.
Имхо, единственный способ — это указывать реальные сроки. Не те которые хотелось бы, не тот срок к которому закуплена реклама, а реальные. И не забыть заложить время на дебаггинг и пусконаладку.
Договориться о success fee за своевременную сдачу на ХХ% от общего бюджета проекта.
Самое главное — это определить понятие «срок». Сроки в проектах двух видов: прямой производственный срок — это время затраченное на выполнение этапа работ (нарисовать прототип, дизайн и т.д.), время на взаимодействие с клиентом — это процессы согласования работ, внесение корректировок. Требования клиента к выполнению срока проекта касается и первого, и второго, хотя на самом деле повлиять на сроки клиента подрядчик не в состоянии по различным причинам, в отличие от сроков на исполнение этапов работ, которые могут регламентироваться таймингом проекта, процессами внутри студии и т.д.
К сожалению, выбрать «студию которая не будет сроки срывать» сложно, поскольку любая студия может оказаться в «„кризисной“» ситуации по отдельному проекту — ключевой исполнитель этапа заболел и т.д. Все люди и от этого никто не застрахован.
Гарантировать названные сроки и нести по ним мат. ответственность студия в состоянии только в случае отсутствия согласований клиента в плане работ.
Давайте считать, что вы выбрали проверенную компанию, т.е. позвонили в студию, получили реальные отзывы клиентов и убедились в надежности, учли CRM разработчика и т.д.
Далее чтобы понимать, попадете ли вы в срок, отслеживайте каждый этап, а для этого требуйте, чтобы весь договор был разбит на маленькие операции. Точно также разбиваются и платежи (оптимально —
Можете взять на вооружение и метод из копилки наших заказчиков: сообщите разработчику, что у вас много проектов и продуктов, которые вы планируете запустить, а потому, если все будет сделано в срок и качественно, сотрудничаете только с этой студией.
Если вы понимаете, что разработка уже сильно затянута и дедлайн будет сдвинут, поясните, что рекламная кампания уже запланирована и оплачена, поэтому в случае срыва сроков вы готовы обратиться в арбитражный суд для взыскания недополученной или потерянной прибыли.
Трудно мотивировать пенями подрядчика, который концы с концами еле сводит и берется за любой заказ. Выбирайте надежное агентство. Позвоните клиентам потенциального партнера и узнайте, довольны ли они
сроками и другими аспектами сотрудничества.
Также хорошее агентство заинтересовано в долгосрочном сотрудничестве. Если завалить проект по срокам — не получишь поддержку, рекламу и следующие контракты. Подходите с позиции долгосрочного партнерства — тогда агентству будет интересно делать все в срок.
Что касается минимизации проектных рисков — как получить результат вовремя:
Мы в Matik для себя сформулировали такое решение — поэтапная оплата.
Договор должен предусматривать несколько этапов реализации работ и, соответственно, несколько этапов оплаты.
Например, исполнитель подготовил концепт сайта, клиент утвердил — пошла оплата. На следующем шаге исполнитель предоставил экскизы страниц, клиент утвердил — пошла вторая часть оплаты. И так далее.
Такая схема мотивирует не только исполнителя, но и заказчика. Последний понимает, что нельзя сколько угодно затягивать сроки с рассмотрением работ, потому что агентство не будет ничего делать, пока не получит деньги за крайний этап.
Все этапы с привязкой к конкретным суммам оплаты должны быть описаны в договоре. В ТЗ также следует прописать все этапы работ с указанием сроков.
Остальные схемы мотивации, к сожалению, не работают. Нужно учитывать также, что для большинства студий работают фрилансеры, которые традиционно срывают сроки.
Вот несколько простых советов, которые могут помочь ускорить процесс разработки сайта.
Разбивайте разработку сайта на несколько этапов, с привязкой оплаты за каждый сданный этап.
Помогайте своему подрядчику. Вовремя предоставляйте контент и всю необходимую информацию для разработки. Быстро согласовывайте дизайн-макеты и ТЗ. Своевременно оплачивайте счета. Выстраивайте с менеджером проекта конструктивные рабочие отношения. Такая лояльность будет здорово мотивировать вашего подрядчика.
«Железный» метод, который работает во многих сферах — влияйте не только на менеджера проекта, но и на вышестоящего руководителя, вплоть до директора.
Также мотивируйте подрядчика «пряником» — перспективой новых объемов работ.
Форс-мажоры возможны всегда и универсального рецепта, который позволит вам избежать всех неожиданностей просто нет. Однако если вы будете следовать советам ниже, то риски будут минимальны:
Для того, чтоб сдать проект вовремя, необходимо:
— выбрать дисциплинированного подрядчика (чтоб не приходилось «мотивировать» и «заставлять отвечать за сроки»);
— организовать оперативную обратную связь и подстроиться под процессы подрядчика.
Для получения продукта в ожидаемые сроки нужно иметь:
Итак, большинство экспертов сходятся во мнении: ограничение «хотелок», разбиение на короткие этапы и постоянный контроль, быстрые согласования с вашей стороны, бонус за своевременную сдачу проекта, и, наконец, те самые пресловутые партнёрские человеческие отношения.
Удивило почти единодушное предложение экспертов оставлять весомую часть оплаты на последний платёж. Это на порядок увеличивает риски возникновения дебиторской задолженности даже у самой исполнительной веб-студии. Поверьте, что подрядчики, неоднократно прошедшие через подобные проблемы, будут отбрыкиваться от подобной практики вплоть до отказа от заключения договора.
Генеральный директор в Top-7
Мы делаем так: