Если взять классическую схему взаимодействия клиента со студий при разработке сайта, клиент общается с менеджером, а тот уже пишет ТЗ, оценивает проект (иногда подключая тех. директора и/или программистов), и потом уже ставит задачи команде. Мы говорим сейчас о типовых сайтах для средних клиентов. Чем лучше менеджеры знают технологии или продукт, на котором будет делаться сайт (например, 1С-Битрикс), тем точнее они оценят трудоемкость реализации проекта, будут корректнее ставить задачи программистам. И поэтому одни из лучших менеджеров — это бывшие программисты. Но что делать, когда менеджер уже сформировался (как менеджер), а программировать никогда не программировал? Как быстрее всего «прокачать» в нем знание технологий и продукта?
PMу лучше следить за загрузкой команды, сроками и корректностью передачи материалов между этапами разработки. А также осуществлять коммуникацию с клиентом и интерпретацию информации в задачи разработчикам.
Для оценок и нюансов привлекать экспертов. Но стоит помнить, что есть 4 типа оценок с разной точностью:
— Навскидку −25 + 75%;
— Экспертная −10% + 25%;
— PERT — по 3м точкам (при разбросе экспертных оценок) −5% +15% ;
— Детальная (после разбора состава работ до модуля в 2-3 часа) — −5% +5%.
Знать формулы расчета сроков: (часы/количество разрабов)/0,6 (ibm для буржуев берет коэфф 0,8, но у нас как-то хуже с эффективностью).
Знать как формировать бюджет (себест, риски, время ПМа, управленческий резерв).
То есть знать нюансы разработки на уровне разработчика ему совсем необязательно. Его задача — эффективное управление ресурсами.
И да, проектировщика лучше отдельно.
В целом — лучше прокачать человека на толковых курсах по управлению проектами — PMBook, Agile. Остальное доберет в процессе. вышесказанное — мое мнение."
Прокачка ради прокачки или повышение эффективности подготовки оценки? Если второе — есть несколько шагов:
Мы это проделали и убедились, что за 2 недели можно прокачать нового менеджера (даже без проф. образования и опыта в отрасли) так, что оценка типового проекта займет 2-3 часа включая контроль наставника, а через 1-1.5 месяца он будет самостоятельно ее делать за 1 час.
Для нетиповых проектов стандарт подготовки оценки и наличие опыта — критичны. А процедура вкратце выглядит так: затраты по отдельным видам работ рассчитывают профильные специалисты, а менеджер собирает эти данные, анализирует прочие затраты и риски (не только внутри организации, но и во внешней среде) и с учетом этого делает оценку.
На мой взгляд вопрос поставлен в корне не верно. Почему вы решили, что ТЗ пишется исходя из требований заказчика, и идеалом будет, если менеджер согласиться на все просьбы заказчика? Это будет типичный проект а-ля «мне нужен сайт визитка, с каталогом и элементами соц сетей». Заказчик обращается в студию в первую очередь со стратегической задачей. Эту задачу грубо можно отнести к одной из двух категорий — либо это имиджевый проект, где важен wow-эффект, либо нужно выстроить лидогенерацию/продажи. Если вы сделаете проект в точном соответствии со всеми требованиями клиента, но который не решает стратегическую задачу, то всё равно будете крайним перед клиентом.
Мы пишем ТЗ основываясь на принципе «от общего к частному». А именно: выясняем глобальные задачи, формируем общие решения для этих задач, а затем уже прикидываем карту сайта, прототипы и т.д. и т.п.
В общем мессадж — ТЗ должен писать не программист по заданию клиента, а аналитик, который решит поставленную клиентом задачу.
Очень простой способ научить менеджера: заставить пройти весь процесс самому. Т.е. берем всех менеджеров, продажников и организуем для них конкурс: «Должны создать веб сайт с наибольшей посещаемостью за 3 месяца». Планируем несколько встреч, по отдельности с програмистом, дизайнером, seo оптимизатором и т.д. в ходе, которых все «создатели сайтов» могут задать свои вопросы специалистам. В итоге менеджеры и продажники пройдут весь процесс создания сайта + привлечения клиентов, прочитают самостоятельно кучу статей и т.д.
Настоящий менеджер — это профессионал, способный работать с большими объемами информации, легко обучаемый, грамотный, понимающий природу происходящих вокруг него событий, возможно, более глубоко, чем любой другой узкий специалист.
Имея в штате хорошего менеджера, но не технаря, обучить его техническим азам — это решаемая задача. Тем более, что для составления технического задания, постановки задач специалистам и обсуждения деталей с заказчиком не нужно быть программистом. Нужно ясно представлять, что предстоит сделать и сколько на это уйдет времени.
Есть только один способ обучения — сделать
Это процессная студия или проектная?
Процессная — это значит, что основной продукт — это, например, корпоративные сайты и/или интернет-магазины, которые имею на 80-90% стандартную функциональность (остальное — доработки под специфику конкретного клиента). Здесь обучающий элемент — это описание бизнес-процессов, производственные стандарты, рабочие инструкции.
Действия: обучение и понимание внутренним стандартам, прохождение курсов 1С-Битрикс, наставничество.
Проектная студия сегодня пишет личный кабинет для страховой компании, завтра автоматизирует логиста, через месяц разрабатывает он-лайн сервис. Здесь априори обучать сложно, PM-мом может быть человек с опытом разработки от 2-х лет. Необходимы общие правила по ведению проектов и сильная команда. Быстро обучить/прокачать сотрудника не получится.
Действия: обучение принципам ведения проектов и внутрикомандного взаимодействия, работа от 3-6 месяцев ассистентом у опытного коллеги, работа с менее сложными проектами, ведение базы знаний.
У менеджера, на мой взгляд, главными компетенциями должны быть способности слышать Заказчика и понимать его бизнес задачу. Большинство задач — типовые, т.е. встречаются часто. Для типовых проектов студии стоит упростить задачу менеджера стандартизацией. Для этого стоит накопить статистику по задачам и времени/стоимости их решения. Где разброс «нормальный» для оценки у менеджера данных хватит, у команды надо попросить уточнить желаемый вид ТЗ и работать с этим. Там, где разброс не нормальный — стоит выделить риски и обработать их. Этих данных для пресейла и составления ТЗ при должном уровне автоматизации хватит. Если проект не типовой — необходимо подключать тех. директора/архитектора. Если же менеджер сам желает разобраться, надо обязательно помочь ему силами компании или online обучением.
Если мы говорим о маленькой студии/проекте (а только там может существовать менеджер-человек-оркестр, который и ТЗ пишет, и проект оценивает) — то уровень задачи не требует высокого уровня компетенции (в противном случае, за ТЗ будут отвечать уже технические специалисты), а значит достаточно будет:
За пределами компании интенсивов/курсов по программе «Битрикс/UMI/Yii/Symfony/etc. для Менеджеров» на мой взгляд нет.
В свою бытность менеджером пять лет назад у меня был разве что опыт сборки статических страничек на HTML и настройки Joomla. Что не мешало делать крупные проекты и жестоко факапить сроки. Причём факапы происходили из-за недостатка именно менеджерских навыков и знаний, но не технических. Поэтому я необъективен и основываюсь только на своём опыте.
Менеджер должен в первую очередь прокачивать собственные менеджерские навыки, а во вторую — влиять на процессы в компании или активно менять их таким образом, чтобы не отвечать за то, за что отвечать не должен (например, ответственная оценка сроков). Либо менять компанию на ту, где процессы более эффективны.
Исполнительный директор в Broccoli
Я не представляю себе менеджера, который сформировался (как менеджер), не узнав при этом как разрабатываются веб-проекты. Чем он тогда всё это время занимался, пока шло его «формирование»?
Волей-неволей любой менеджер, занимающийся продюсированием веб-проекта сталкивается в работе с проектировщиками, дизайнерами, front-end и back-end разработчиками, SEO-шниками, иллюстраторами и другими участниками продакшена, в зависимости от масштаба компании и решаемых задач. В ходе этого взаимодействия менеджер решает множество различных тасков, разруливает тысячи факапов, общается, обсуждает задачи, обучается их формировать и выставлять в разработку, принимает участие в тестировании продукта, узнает о технологиях, CMS, фреймворках и, сам того не замечая, прокачивается ото дня в день. Если он нифига не учится, как ему можно доверять самое святое — оценку проекта и постановку задач?
Мой ответ на вопрос «Что делать?» — увольняйте его к черту. Сегодня же.