У некоторых агентств прослеживается узнаваемый стиль в клиентских работах, от проекта к проекту. Хорошо ли это, если мы говорим, что сайты делаются именно для конечных пользователей? Не получается ли, что агентства делают то, что могут, а не то, что нужно? Чем они тогда лучше тех клиентов, которые хотят сайт, как у Apple (т.е. то, что им нравится, а не то, что нужно)?
Если честно, то особого ужаса в этом нет. «Узнаваемый стиль» — это не «полная калька». Состоявшиеся на рынке люди (и компании) в любом случае имеют некий свой почерк; без этого они бы так и остались где-то там, в серой массе.
Да, работы могут иметь узнаваемый стиль, но если работа решает задачи клиента — что в этом плохого? Если вы знакомы с работами известного иллюстратора Яны Франк, вы узнаете ее манеру работы в любом рисунке, но это не мешает ее иллюстрациям вызывать теплые эмоции у клиентов разных бизнесов — от кофейного до издательского.
Для студии узнаваемый стиль — это часть стратегии. Он обеспечивает узнаваемость работ и, тем самым, повышает стоимость бренда студии, транслирует философию и идеологию, позиционирует компанию на рынке, обращаясь к определенным клиентам. То есть узнаваемый стиль позволяет среди всех, кому
нужно, найти тех, кому нужно то, что студия делает хорошо :)
Для конечного потребителя важен контент или услуга, предоставляемые сайтом или сервисом, их качество, доступность и удобство. И тут, в первую очередь, необходимо работать над продуктом, над функционалом. Визуальный стиль, в этом случае, — один из инструментов, способный достаточно гибко подстраиваться под решение разных задач.
Для клиента узнаваемый стиль студии — это важный фактор выбора, кроме бюджетов и сроков. Если работы студии ему нравятся применительно к его бизнес-задачам, то есть стилистика позволяет выстроить эффективную коммуникацию его бренда с его потребителями, то риски ниже, а шанс получить эффективный продукт — выше.
Часто клиенты выбирают компанию по портфолио, поэтому каждая компания, которая занимается разработкой сайтов, имеет свой стиль. Что в итоге помогает отстроиться от конкурентов, тем самым увеличивая шанс получить именно «своего» клиента.
Если под «стилем агентства» понимать дизайнерские решения в оформлении сайта, то:
1. Поскольку проекты перекликаются по стилю, то, вероятно, сделаны они одной командой. Таким образом, если у агентства есть свой «стиль», то, скорее всего, у него есть штатный дизайнер и/или арт-директор. Что является плюсом и внушает больше доверия к такому подрядчику.
2. Если компания разрабатывает индивидуальный дизайн в соответствии с требованиями клиента и ТЗ, то нет ничего плохого стилистически схожем оформлении. На конечном результате это никак не отразиться.
3. Если агентство при разработке сайта пытается продавать уже имеющиеся наработки под видом того, что клиенту так лучше — это плохо. "
Похожие клиентские работы частая беда для компаний, которые специализируются на технологичных проектах, но их сложно за это упрекать, ведь как сказано во второй части вопроса, они делают сайты даже не для заказчика, а для конечного пользователя и вот с ним не поспоришь. Пользователь существо крайне консервативное, он не любит долго искать телефон на сайте, спрятанный дизайнерами креативных веб студий, он хочет все и желательно за один клик. Но есть правда и в том, что и с этим консерватизмом не стоит переигрывать, грамотные веб студии умеют создать удобный сайт с сервисами понятными любому пользователю, но при этом добавить в него свою изюминку.
Подводя итог, выбор золотой середины между чистым креативом и технологиями лежит через понимание задачи заказчика, если он хочет им удивлять, то это должно быть нечто близкое к чистому креативу, если он хочет работать с массами и ориентироваться на статистические данные, то сайт будет приближаться к чистым технологиям.
Давайте представим, что:
Веб-студия — это модельер одежды;
Новый проект — новая коллекция.
Существование узнаваемого стиля модельера совершенно естественное явление. Стиль будет прослеживаться от коллекции к коллекции, меняться будет тематика и направленность: по сезонам, по финансовым возможностям, по «размерам +» и т.д. Так же, не надо забывать про моду! Модельеры всегда следуют последним тенденциям.
То же самое происходит с веб-студями. В web-дизайне тоже есть новинки и тенденции, которым необходимо следовать, что бы быть в TOP-е.
Насчет сайта apple.
Дальше в дело вступает покупатель (заказчик). Допустим, ему к зиме надо утеплиться. Правильным решением будет приобрести ватник, но клиент хочет ветровку, потому что она классная! Модельер не виноват, что покупатель мыслит нелогично и не прислушивается к советам.
Резюме.
У каждого мастера есть свой почерк. Главное четко поставить задачу, понять , что вы хотите получить и найти своего «модельера».
Действительно, узнаваемый стиль работ означает наличие постоянного и опытного арт-директора и/или проектировщика, что ничем не отличается от узнаваемого стиля вёрстки или программирования.
Хочу обратить внимание, что разнообразие в стиле может означать одну из двух противоположных вещей. Либо студия недостаточно опытна или не имеет своего дизайнера, и размещает заказы на фрилансе с соответствующими рисками. Либо, наоборот, это уже опытное агентство, которое находит субподрядчиков по дизайну, чётко согласуясь с требованиями проекта. Так бывает, например, с разностилевыми иллюстраторами, которых только единицы компаний могут позволить себе держать в штате. Кто именно перед вами, вы поймёте по цене проекта.
Наконец, собственный стиль — отличная вещь на тендере. Постарайтесь не брать в тендер те компании, чей стиль вам не нравится (в надежде, что для вас они поменяются). Сэкономите время и себе, и другим.
Директор производства в WebProfy (Kokoc Group)
Дизайн, в отличие от чистого искусства, дисциплина сугубо прикладная. Он оценивается по тому, насколько хорошо решает поставленную задачу. Наличие у агентства собственного стиля не может влиять на качество решения задачи. Стиль — это совокупность опыта и художественного вкуса автора в приложении к конкретной задаче. Поскольку все задачи разные, у хорошего агентства не будет двух одинаковых работ. Иное дело шаблонизация. Если агентство начинает экстраполировать готовые решения, ориентируясь не на понимание целей, а на кажущееся внешнее соответствие шаблона и цели, оно порождает однообразные типовые проекты, без души и смысла. Наличие стиля говорит о наличии опыта и понимании отрасли. Факт наличия стиля для клиента не является чем-то плохим или хорошим (ведь «почерк» агентства заметен в основном профессионалам). Но там, где стиль начинает мешать наилучшему решению задачи, он заканчивается. Как заканчивается и собственно дизайн. Начинается шаблон.