Добрый день! Вопрос-дискуссия, хочется услышать опыт других IT-компаний. Скажите, пожалуйста, как часто Вы подаёте в суд на своих Заказчиков в связи с несоблюдением ими сроков подачи материалов, либо завышенных требований, либо игнорирования ими условий договора? В общем, когда тебе садятся на шею, манипулируют и пытаются устроить «долгострой» из сайта, потом выложить его в интернет и пользоваться бесплатно, постоянно дорабатывая...
Судимся пару раз в год. Для суда должны иметь место 2 причины:
Заказчики часто проигрывают суды именно из-за неконкретики. Они говорят: «нарушены сроки», но не могут сказать, какие именно и на сколько. Они говорят: «сделано не все», но не могут ткнуть в конкретный пункт ТЗ. Если в суде Вы будете вести себя так же, провал неизбежен. Если есть конкретные даты, цифры и суммы, и нет надежд на мирное решение — можно в суд. P.S. От подачи иска до вступления в силу решения суда минимум 3 месяца, учтите это. Если конфликт грозит парой месяцев ожидания против 3-6ти месяцев тяжбы, выбирайте долгострой :).
В отличие от экспертов, не имею опыта судебных тяжб, но сложных клиентов и урегулирований конфликтов повидал. Поддержу коллег в двух вещах. Безусловно, 70% проблем закладываются на старте проекта, если просто «реализовыватьТЗ» вместо выяснения потребностей и решения проблем. Другие 20% возникают из-за того,что договорённости не фиксировались письменно. Как будто это стыдно, попросить клиента подписать изменения к требованиям, а не просто договориться в скайпе. Ещё 9% можно разрулить без серьёзных финансовых потерь, если договорённости были записаны. А для проблем из оставшегося 1% пишите экспертам на почту или Фейсбук — уверен, опытные коллеги поддержат советом.
Digital manager в BORK
Немного психологии:
Если мы говорим о среднем и крупном бизнесе (руководитель проекта ≠ владелец бизнеса), то подавая в суд на заказчика вы снимете с руководителя проекта психологическую ответственность за происходящее (теперь это головняк юристов).
Если же пытаться решить проблему полюбовно, заказчик будет подсознательно чувствовать свою вину в происходящем, какую бы модель поведения он при этом ни избрал. Т.е. найти компромисс будет проще.
Есть и побочные моменты: вы уверены что в суде вам удастся выиграть? У вас «все ходы записаны»? Не окажется ли так, что вы абсолютно ничего не сделали, а теперь ещё и денег требуете? По-большому то счёту, скриншот ничего не доказывает.
Ну и конечно, такой шаг поставит точку на любом дальнейшем сотрудничестве. А в случае проигрыша сулит весьма солидные накладные расходы.
Добрый совет: умейте слушать людей, понимать их потребности и предлагайте решение проблем, а не «реализовывайте ТЗ». А неадекват надо отсеивать сразу и жёстко