«А почему подрядчика надо "мотивировать" для того, чтобы он выполнил свою работу в оговоренный срок? Какие бонусы? Вы, вообще, о чем? Может, и мне потребовать с работодателя премии за то, что я работаю строго по плану?» (Вопрос к публикации Подрядчики и сроки)
Википедия подсказывает: «Мотивация — побуждение к действию; процесс, управляющий поведением человека и определяющий его способность удовлетворять свои потребности». Тут есть что-нибудь про бонусы для компании? Нет. Речь о человеке и его поведении.
Договор с подрядчиком конечно важен, но пени и штрафы — это непродуктивная отрицательная мотивация. Работают и общаются между собой люди, а не компании, поэтому большего успеха можно добиться положительной мотивацией. И эта история — не про деньги и бонусы, а про хорошие взаимоотношения. Если к менеджеру заказчика относятся негативно, он вряд ли добьется внимания к своим нуждам. Если же ему симпатизируют, то его цели будут важны для другой стороны и без бонусов — успех практически гарантирован.
Водители часто благодарят друг друга кратковременным включением аварийного сигнала. Пустили перестроиться в пробке, дали выехать из кармана — мигнул спасибо. Прекрасный пример мотивации к взаимопомощи на дороге без денежного поощрения.
Сначала хочется поддержать Вас: «Даа, какие наглецы! Работать, солнце ещё высоко!».
Но ведь тот же вопрос задают себе руководители во всём мире каждый день. У Вас есть подчинённые? Тогда Вы знаете, что без должной мотивации свыше они работают не на 100%. Личный и мировой опыт, а также Тейлор и иже с ним говорят о том же. Такова наша природа.
Ещё такова специфика работы в нашей сфере, где определить точный срок сдачи сложно, заказы берутся «на авось», а план частенько навязывается заказчиком в ультимативной форме. Конечно, взялся за гуж, не говори, что не дюж! Но...
Вера, можно встать в позу, угрожать и штрафовать. А можно мотивировать и получить проект вовремя или с небольшим опозданием. Пользы от этого больше. Выбор за Вами. Кстати, не обязательно мотивировать бонусами, иногда достаточно погладить по голове и почесать за ушком.
И да, премия за выполнения плана действует в разы эффективнее штрафа за невыполнение. А работа над проектом — это всегда взаимная мотивация.
На мой взгляд достаточной мотивацией подрядчика является договор. В России не принято читать договора. Это главная проблема. У поставщиков услуг обычно есть свои формы договора, в которых они, как правило, ни за что не отвечают и могут что угодно. А потребители подписывают эти договора не глядя, соглашаясь со всем этим.
Вторая проблема — это отсутствие грамотного ТЗ. Зачастую в России не только не любят, но и не умеют писать ТЗ. В результате исполнитель не знает, что делать. А исполнитель требует, чтобы всё было сделано в кратчайшие сроки (как правило, «вчера»).
Итого: внимательно читайте договор до его подписания. Пишите грамотное ТЗ А если что-то идёт не так, пишите претензию в бумажном виде и отправляйте подрядчику.
Грамотно составленный документ, в котором написано, что подрядчик нарушает конкретные пункты договора, а также имеются предупреждения о судебном иске, может служить хорошей «мотивацией подрядчика» на выполнение своих обязательств.
Здравствуйте, Вера Владимировна!
Во многих компаниях принято выплачивать сотрудникам бонусы за выполнение плана. Лично я также считаю необходимым премировать сотрудников за добросовестное выполнение своих обязанностей. Поэтому, я уверен, что если вы попросите у работодателя бонус за отличную работу, он воспримет это нормально.
Мотивировать подрядчика бонусами, безусловно, стоит, и это в том числе и в ваших интересах. В рамках разработки сайта часто встречаются задержки, связанные с согласованием — дизайна, прототипов. Если студия адекватна, то в договоре, обязательно, будет указание на то, что этап разработки дизайна может затянуться, если это связано с согласованием и доработками — тогда и срок сдачи проекта будет сдвинут. При этом если вам важно сдать проект четко к определенной дате, лучшим вариантом для вас же будет предложить подрядчику бонус за сдачу проекта в нужный срок. Тогда есть шанс, что ребята поработают ночами и выходными — и сдадут проект к нужному дню.
Похоже, что говоря о мотивации, в рынке подразумевают выстраивание партнёрских отношений между заказчиком и исполнителем. Не привычных многим с советских времён «я начальник, ты дурак», а взаимно дополняющих и развивающих обе стороны. Обратите внимание, что на прошлый вопрос большая часть ответов была не про премирование за работу по плану, а именно про выстраивание отношений.
Безусловно, можно задаваться вопросом, нужно ли вам это. Железных доказательств у рынка нет. Зато примеры парных докладов (исполнитель + заказчик) на конференциях косвенно демонстрируют, что подобные партнёрские отношения в долгосрочной перспективе выгоднее «потребительских».
Руководитель отдела качества в MST Digital Agency
В вопросах подрядчиков всегда нужно помнить, что, в первую очередь нам, заказчикам нужно, чтобы работа была сделана, и в срок. Тогда, ответ на «А нужно ли мотивировать подрядчика?» логичен и очевиден.
НО как это делать: бонусы, штрафы? И потом, нужно же, чтобы сделали и в срок, и хорошо! И тут всплывает аспект производительности, что напрямую связан с мотивацией.
Не секрет, IT — это креатив. А, значит, только интерес к самой работе (процессу и результату) может гарантировать ее выполнение хорошо и в срок. Т.е. деньги, как мотивация, не проходят, они — лишь гигиенический фактор (не мотивирует сам, но его отсутствие здОрово демотивирует)!
А стоит ли мотивировать? И как влиять на сроки и качество работ? Ответ на поверхности: выбор надежного подрядчика, реальные сроки, открытость и доверие к подрядчикам — вот решение. Непростое, да, но такова цена результатов.
И еще, пицца/боулинг пати, Kinect в офис подрядчикам, в случае успешного проекта — отличная мотивация, а по деньгам дешевле бонуса!