Благодаря дополнительной информации, упрощающей поиск нужных фирм, рейтинги и электронные каталоги с ранжированием практически вытеснили алфавитные базы данных и разнообразные «желтые страницы». Но теперь эти сервисы, отвечающие на вопрос «я ищу», должны перевести на себя пользователей из поисковиков. Получится ли?
— Сергей, «Рейтинг Рунета» и CMS Magazine позиционируются как инструменты для поиска разработчика сайта, SEO-компании и CMS исполнителей. Но не проще ли это делать в поисковых машинах? Почему клиент должен уходить с привычного Яндекса или Google на отраслевой ресурс?
— Во-первых, рейтинг отсеивает небольшие компании, делает выборку только профессионалов. Сравним с поисковиком: в его выдаче те, кто лучше оптимизировался. Но далеко не все топовые разработчики делают ставку на SEO. Вместо этого они участвуют в конференциях, выставках, используют для продвижения компании различные PR-инструменты. Поэтому профи не всегда видны на первых позициях в Яндексе или Google, и в этом поисковики проигрывают. Во-вторых, в рейтинге агрегирована информация для сравнения фирм. Просматривать сайты и разбирать вручную портфолио 10-15 исполнителей, чтобы выбрать из них 3-5 для тендера? Утомительно. Но когда нужные данные заранее занесены в рейтинговую таблицу, задача упрощается.
Например, на наших проектах есть ценовые информеры, индикаторы средней стоимости разработки сайта в каждом крупном городе России. Можно посмотреть, кто выше в рейтинге и подходит по размерам бюджета – два клика, и список фирм для тендера готов.
— На твой взгляд, как лучше всего подобрать разработчиков для своего сайта?
— Алгоритм простой: выбрать в рейтинге и/или по рекомендации несколько подходящих компаний по цене/специализации, проанализировать их бизнес, провести тендер между самыми достойными. Надо обратить внимание на 6 ключевых критериев: несколько лет присутствия на рынке, достаточное количество клиентов, хороший уровень подготовки документов, хорошая репутация компании и ее руководителей в профессиональных кругах и СМИ, и, конечно же, комфортное общение и стоимость услуг.
«Рейтинг Рунета» хорошо помогает в выборе исполнителей для корпоративных сайтов и порталов; компании для создания промо-сайтов и интерактивной рекламы сейчас не в полной мере представлены на проекте. Хотя со временем мы сформируем отдельный рейтинг и для этой специализации.
— Выход ваших рейтингов и развитие каталогов влияет на рынок?
— Чем больше становится информации, тем проще все разложить по полочкам и расставить по своим местам. Самый заметный эффект от наших проектов в том, что выравнивается ценообразование. Все меньше сайтов делается за «непонятные» или «смешные» деньги. Средние цены из информеров регулярно всплывают в деловых переговорах между исполнителями и заказчиками. Информерами пользуются многие наблюдатели: СМИ, маркетологи, консалтинговые компании. Недавно нам в офис пришла благодарность от Boston Consulting Group, специалисты которой использовали наши мониторинги в своем исследовании.
— В чем заключается твой личный интерес к рейтингам?
— Мне, как руководителю интернет-агентства, хочется увидеть развитый, структурированный рынок, в котором заказчик сможет легко ориентироваться, отличит профессионального веб-разработчика от фирмы-однодневки. Три года назад, когда задумывался наш первый портал, в Рунете было очень мало тематических проектов, объединяющих веб-разработчиков. Ниша была практически свободной, ее-то мы и заняли CMS Magazine с «Рейтингом Рунета».
— В настоящее время порталы самоокупаемые?
— Потихоньку они начинают окупаться за счет рекламы, платных опций и спонсорской поддержки. Но пока мы их финансируем, а в качестве дивидендов растет известность в профессиональных кругах, появляются контакты с интересными людьми и компаниями. В разработку и продвижение этих проектов вложено уже более $250 000. В будущем, надеюсь, оба сайта выйдут на прибыль.
— Каковы ближайшие планы по их развитию?
— Главная задача — привлечь больше посетителей-заказчиков услуг. Поэтому мы участвуем в конференциях, выпускаем полиграфическую продукцию, вкладываем в SEO и контекстную рекламу, выступаем информационными партнерами различных ИТ-мероприятий, готовим аналитические отчеты, исследования и т.д. В ближайшем будущем мы сфокусируемся на продвижении проектов и доработке сопутствующих сервисов и инструментов аналитики. Стоять на месте нельзя, это неизбежно приведет к потере инициативы.
— Сергей, расскажи о своем основном бизнесе.
— Вместе с моим партнером Анатолием Денисовым с 2004 года мы развиваем интернет-агентство «Бизнес Реклама». Сейчас у компании более 30 лояльных клиентов, а за время работы было реализовано порядка 100 проектов. Год назад мы создали агентство интернет-маркетинга Proactivity Group, сейчас идет регистрация торговой марки Proactivity.
Кроме того, есть собственная коммерческая система управления сайтом KLARNET, также зарегистрированная как торговая марка и как программа для ЭВМ. Помимо этого «Бизнес Рекламе» принадлежит три портала: cmsmagazine.ru, ratingruneta.ru и webindicator.ru.
— Чем отличается «Бизнес Реклама» как веб-студия? Чем можешь похвалиться?
— В нашем портфолио пока нет громких имен типа Coca-Cola или «Газпром». Зато есть ряд сильных b2b-клиентов, очень известных в своем профессиональном сегменте. Например, Abbot, фармацевтическая компания, которая входит в Fortune 500; французская энергетическая корпорации Areva; строительная корпорация «ТехноНИКОЛЬ»; благотворительный Фонд Михаила Прохорова. Недавно мы стали поставщиком услуг для компании Microsoft.
Мы не работаем на конвейере, каждый проект для нас индивидуален. Наша стратегия в том, чтобы сотрудничество с клиентом было максимально результативным и долгосрочным, чтобы он рассматривал нашу компанию как часть своего бизнеса. Это самый эффективный способ решать стратегические задачи бизнеса в Интернете. Принцип весьма действенный: большинство клиентов, которые начинали работать с нами 5 лет назад, продолжают это сотрудничество до сих пор.
— В чем фишка ваших сайтов?
— Фишка в подходе: продаем не сайты, а решения. Разработка индивидуальна, главное, чтобы оно решало конкретную бизнес-задачу клиента. Например, у компании «ТехноНИКОЛЬ» сотни дилеров и десятки торговых отделений в России и СНГ. Для них мы сделали интерактивную карту, где представлены все дилеры и можно посмотреть расстояние до ближайшего из них в километрах. У компании Areva сотни тысяч документов в различных форматах, для них мы сделали инструмент для работы с большим объемом файлов.
— Сделать сайт у вас дорого?
— Сейчас стоимость услуг чуть выше среднерыночной величины. Можно посмотреть на ценовые информеры на проекте «Рейтинг Рунета» (www.ratingruneta.ru/web). Это относительно небольшая цена за услуги высокого качества.
Наверное, надо пояснить, почему мы отказались от разработки сайтов за $3000. В рабочей группе над проектом у нас работает минимум 7 сотрудников. Небольшой бюджет не может обеспечить полноценное участие каждого специалиста, поэтому страдает качество конечного продукта. Нам же интересно делать качественные интернет-проекты, которые постоянно и динамично развиваются. Это требует регулярных бюджетов, стабильного и долгосрочного сотрудничества, которое может обеспечить только средний и крупный бизнес. Сейчас мы стараемся ориентироваться на клиентов, которые понимают, как важно постоянно развивать свои интернет-ресурсы. В перспективе — работать только с теми клиентами, чьи цели и видение проектов мы разделяем.
Источник: Рейтинг Рунета