— Для стороннего взгляда «Matik» довольно «дегуманизированная» компания. На сайте нет ни одной фотографии, в разделе «О нас» не указано ни одно имя руководителя или владельца, тексты без прямой речи. В чем фишка такого подхода?
Я не против персонализации: последнее время публикуюсь на разных сайтах и в печатных СМИ, веду блоги. И все же клиента, в первую очередь, беспокоит портфолио агентства, клиенты, прозрачность методов работы и оплаты, и тому подобные «безликие», но важные материи. Мы делаем упор на них.
А вот зачем клиенту знать, кто является веб-дизайнером, технологом или менеджером по продажам SEO-фирмы, не делающей ставку на известность . медиа-персоны босса? Мне непонятно.
— И все же, какое у «Matik» человеческое лицо?
Молодое и приветливое. Но временами оно принимает участливый и серьезный вид , хотя и без излишней суровости. :-)
Если без шуток, в нашей команде работает 40 человек, не считая внештатных сотрудников. Я не уверен, что вправе раскрывать подробности их быта. Лучше скромно ограничусь собственной персоной.
— В вашей компании штат меньше , чем у других компаний аналогичного уровня - у вас 40 сотрудников, у ваших соседей в «Рейтинге Рунета» под 100. А проектов не больше. Можно сказать, что вы маленькие и шустрые?
Спасибо за комплимент: по вашим словам получается, мы работаем более эффективно, чем некоторые соседи. Правда сейчас не 90-е годы, чтобы хвалиться размером офиса и численностью персонала.
Секрет прост - спасибо интернету, за возможность работы с удаленными исполнителями. И спасибо кризису за то, что напомнил: эффективность не всегда прямо пропорциональна количеству сотрудников.
— Какие технологии вам помогают? Расскажите, как устроена ваша внутренняя автоматизация. Чем конкретно вы пользуетесь: софт, гаджеты, методы?
Автоматизировано не все. Я не верю в тотальную автоматизацию SEO, контекста, и, тем более, PR и аудита. В этих сферах работу правильные люди делают руками. Это искусство.
Но есть и исключения. Недавно мы довели до ума систему предварительного анализа сайта, которую делали больше года. Эта программа определяет степень готовности сайта к продвижению в Яндексе и других поисковиках. Вручную это делать долго, необходимо проверить кучу параметров: от возраста доменного имени до объема содержания страниц и результатов предыдущей оптимизации.
В «обычных» SEO-компаниях такая работа требует отдельной оплаты. Или вообще не проводится заранее, что потом приводит к срыву сроков и раздуванию бюджетов на SEO. У нас красота - система быстро делает предварительный анализ, и сразу ясно, сколько потребуется средств на раскрутку. Вот как раз пример того, почему мы успеваем все с не самым большим штатом.
— С 2009 г. вы занимаетесь продвижением в соцсетях, компания регулярно публикует советы, исследования и обзоры. Говорит ли это о закате поискового продвижения техническими способами?
Нет, заката не видно. Происходит обогащение и смещение акцентов в сторону интересных материалов. Вряд ли в будущем оптимизация сайта будет происходить только за счет контента, просто изменится сознание владельцев сайтов. Они поймут, что продвигать дешевую поделку, которая притворяется сайтом, бесполезно.
Плохие сайты продвигать дорого и долго, и Яндекс делает все, чтобы эта тенденция укреплялась. И хотя еще можно взлететь в первые места поисковиков с «поделкой», продажи с той же скоростью не поднимутся.
Мой идеал: сначала качественный контент для людей, потом «чудодейственные» танцы с SEO-бубнами. Я бы – умозрительно – описал идеальное соотношение между работой над качеством сайта и его продвижением как 70% к 30%.
Составляющие качества: контент, навигация, дизайн, юзабилити, оптимизация под современные требования интернета как средства коммуникации и самовыражения. Последнее известно как SMO.
— Кстати о SМО. С те пор как ваша компания начала работать в этом направлении, каковы первые успехи? Как вы считаете, могут ли аутсорсеры в принципе общаться на профессиональных форумах за своего заказчика (учитывая, что знают в предметной области меньше, чем он)? Как вы справляетесь?
Не следует путать SMO и SMM. SMO (Social Media Optimization) – это оптимизация сайта под требования социальных медиа и современные стандарты интернета как средства коммуникации и самовыражения. Поставить кнопку TweetIt на сайте – это маленький пример SMO. Организация форума и инструментов комментирования на сайте – более сложная работа также в этом направлении.
Продвижение в форумах, блогах, фото- и видеохостингах, Twitter, сервисах социальных новостей и т. д. – это работа SMM (Social Media Marketing).
Я предполагаю, что вопрос об успехах все же относился к SMM, а не SMO. По сути, SMM – одно из направлений PR. В этой сфере важно наладить процедуру снабжения нужными данными. Говоря образно, информация, получаемая от компании – это полуфабрикат, а пиарщик занимается его переработкой до такого состояния, чтобы для целевой аудитории он стал готовым к употреблению продуктом. Сила пиарщика не во всезнании, а в том, что он понимает: с кем, как, в какое время, по каким каналам и с каким выражением лица нужно говорить. И умеет это делать.
PR и SMM-агентство – это переводчик с корпоративного языка на язык целевой аудитории. Как показывает практика, многие компании не обладают соответствующими знаниями, опытом и человеческими ресурсами.
— Отличается ли цена одного покупателя, привлеченного с форумов, от клиента с поисковика?
Цена одного покупателя даже в SEO отличается в зависимости от сайта, сроков продвижения, направления бизнеса. То же самое касается SMM.
В некоторых случаях вообще не ставится задача что-то продать с помощью продвижения в форумах. Например, один из наших клиентов, известный производитель пластиковых окон, заказал работу с форумами и сайтами отзывов, чтобы подправить имидж: слишком много расплодилось негативных отзывов по поводу качества обслуживания.
Другой повод для SMM-кампании - извещение ЦА о новом продукте, который сложно продвигать с помощью одной рекламы. Обычно это работает для инновационных продуктов, смысл и назначение которых нужно пояснять на обычном человеческом языке в повседневном общении. Биотическая медицина, кератиновое выпрямление волос, курсы экстремального вождения, отдых во Вьетнаме, недвижимость в Болгарии – это примеры товаров и услуг, которые хорошо продвигать методами SMM.
Успехи выражаются в увеличении потока посетителей на сайт заказчика, увеличении количества звонков, увеличении числа тематических запросов в Яндексе, росте осведомленности аудитории.
— Как вы сейчас видите рынок SMM? Кто на нем присутствует?
Рынок SMM в зачаточном состоянии. Все понимают потенциал этого направления и стараются занять свою нишу. Тут и обычные PR-агентства, и SEO-компании, и специализированные SMM-фирмы, и частники. На сайте многих компаний, которые хоть как-то связаны с продвижением в интернете, найдется скромный раздел о SMM-услугах.
Но несмотря на обилие предложений, я пока не вижу какой-то серьезной борьбы между компаниями. Шансы есть у многих, но преимущество у тех, кто знает свое дело. Ведь клиенту нужны не просто посты в форумах, а продажи, которые обеспечиваются с помощью комплекса инструментов: SEO, PR, SMM, SMO, аудит, контекстная реклама и т. д.
— В ваших недавних статьях понимается тема «страшных» негативных комментариев на форумах. Испортить ими имидж компании конкурент может в два счета, а защиты вроде-бы пока не придумали?
Да, вычислить черного пиарщика, который распространяет на форумах и в сетях жалобы, гневные выпады и пасквили, почти нереально. Им может быть кто угодно: и штатный пиарщик конкурента, и бездельник-тролль, и рядовой пользователь, получивший негативный опыт от общения с фирмой.
Интеллектуальные усилия для комментирования требуются минимальные. А финансовые затраты несравнимы с работой черного пиарщика оффлайн: не нужно придумывать и размещать заказные статьи, например, или печатать листовки. Зато эффект от форумов ничуть не хуже , чем от публикации в газете.
Бороться с этим можно, окончательно пресечь – нет. Негатив будет всегда, особенно если у фирмы есть реальные проблемы с качеством товаров и услуг.
— И что же делать пострадавшей компании?
Ничего нового в этом направлении придумать нельзя, все придумано давно: улучшать качество товаров и услуг, распространять позитивные материалы о себе, работать с отрицательными отзывами, отвечать на вопросы потребителей. Информировать, информировать и, еще раз, информировать.
Чего точно нельзя делать, так это игнорировать негатив по принципу «собака лает, караван идет». Собака не является источником дохода для каравана и может лаять, сколько ей вздумается. А вот если «лаять» - простите за выражение – принимается клиент, то караван просто обязан притормозить и разобраться.
Покупка в нашей стране – почти всегда сложная и болезненная процедура. Достаточно 2-3 «тревожных звоночков», чтобы клиент насторожился, а потом вычеркнул из своего виртуального списка надежных компаний любую фирму, о которой говорят и пишут плохо.
Игнорировать отзывы – значит игнорировать «голос улиц», который у нас оказывает на бизнес намного большее влияние, чем на политику. Если компания не присутствует в сети с зарядом позитива, значит, на информационном поле всецело хозяйничают ее конкуренты и недоброжелатели, а потенциальные клиенты попадают к ним прямо в раскрытые объятья.
В крайних случаях рекомендую работать с администраторами форумов. Они могут удалять негативные комментарии, в которых нет номеров договора или другой конкретики.
— А если поток негатива явно течет с подачи недоброжелателей? Как пример - одно время с чьей-то легкой руки по запросу «Мегафон» в топе поисковика всплывали нелестные этитеты. Как вы думаете, появятся ли вслед за SMM услуги черного пиара в сети?
И не надо смешивать серьезный антипиар и глупые «шалости». Ну вылезало «г*но» по запросу «мегафон», думаете, оператор серьезно пострадал? И в то же время услуги черного пиара в сети давно есть. Только никто не признается, что ими занимается. Мы не занимаемся :-)
Недавно к нам обратилась компания, которая специализируется на производстве мебели для кафе, баров и ресторанов. По ее словам, с ней развязал нещадную войну один из конкурентов, а боевые действия велись оффлайн с помощью традиционных российских методов, не исключая участия налоговой и правоохранительных органов.
Этой компании понадобилась помощь агентства, которое сможет организовать онлайн-контратаку. Требовались публикация слухов, плохих отзывов и статей с неприглядными фактами о конкуренте.
«Matik» вежливо отказалось от такой чести. Решение было принято не только из соображений этики и чистоплотности. Война в сети неизбежно превратится во взаимное обливание помоями, которое не принесет пользы ни одной из сторон. Потенциальный клиент, читая отзывы и посты в форумах, не будет гадать или анализировать, кто прав, а кто нет. Оба воителя совершенно автоматически будут занесены в виртуальный «черный список».
В современных войнах победителем всегда остается третья сторона, чье участие в битвах было или минимальным, или его не было как такового. История США – яркий пример этому.