Райан Сингер из компании 37signals рассказал Ричарду Шеферду о том, какую роль в проектировании взаимодействия играет эмпатия.
Сокращённая версия этой статьи была опубликована ранее в 234 номере .net magazine — самого популярного в мире журнала для веб-дизайнеров и разработчиков.
.net: Как понимание принципов человеческого восприятия и мышления влияет на разработку сайта или приложения?
.net: Если в команде нет самостоятельного UX-специалиста, кто, по-вашему, мог бы выполнять его работу?
Для начала я хотел бы развенчать миф о волшебной силе UX. «Опыт взаимодействия» — это фраза, придуманная консультантами для ряда практических дисциплин, с целью заработать. Фактически, здесь надо говорить о трёх вещах.
Во-первых, нужно знать общие для всех людей принципы взаимодействия с информацией: механизмы работы мозга, особенности визуального восприятия. Знать, как происходит процесс запоминания, что делает интерфейс понятным и так далее. Эти правила работают всегда, независимо от доменного имени. Например, здесь действуют принципы, о которых пишет Тафти.
Во-вторых, надо знать особенности своей аудитории. Речь идёт не о мышлении или восприятии, общих для всех людей. Привычки и задачи, которые стоят перед пользователями, — вот что отличает конкретную аудиторию. Вы должны понимать цель, с которой потребители используют продукт, знать их мнение о нём, возникающие вопросы и тому подобное. Специалисты называют это «знанием предметной области». Особенно важно разбираться в конкретных задачах, которые стоят перед потребителями.
И, наконец, нужно обладать эмпатией, уметь поставить себя на место пользователя. Нужно посмотреть на всё его глазами — тогда придёт верное решение. Примером может быть дружба: мы всегда знаем, что нравится или не нравится нашим друзьям. Теперь попытайтесь подружиться с пользователем. Если не получается, подружитесь с кем-то, кто на него похож.
Это очень важно. Личное общение — вот что отличает живую интуицию от мёртвых знаний, собранных в документах.
Для начала я хотел бы развенчать миф о волшебной силе UX. «Опыт взаимодействия» — это фраза, придуманная консультантами для ряда практических дисциплин, с целью заработать. Фактически, здесь надо говорить о трёх вещах.
Во-первых, нужно знать общие для всех людей принципы взаимодействия с информацией: механизмы работы мозга, особенности визуального восприятия. Знать, как происходит процесс запоминания, что делает интерфейс понятным и так далее. Эти правила работают всегда, независимо от доменного имени. Например, здесь действуют принципы, о которых пишет Тафти.
Во-вторых, надо знать особенности своей аудитории. Речь идёт не о мышлении или восприятии, общих для всех людей. Привычки и задачи, которые стоят перед пользователями, — вот что отличает конкретную аудиторию. Вы должны понимать цель, с которой потребители используют продукт, знать их мнение о нём, возникающие вопросы и тому подобное. Специалисты называют это «знанием предметной области». Особенно важно разбираться в конкретных задачах, которые стоят перед потребителями.
И, наконец, нужно обладать эмпатией, уметь поставить себя на место пользователя. Нужно посмотреть на всё его глазами — тогда придёт верное решение. Примером может быть дружба: мы всегда знаем, что нравится или не нравится нашим друзьям. Теперь попытайтесь подружиться с пользователем. Если не получается, подружитесь с кем-то, кто на него похож.
Это очень важно. Личное общение — вот что отличает живую интуицию от мёртвых знаний, собранных в документах.
.net: Можно ли как-то измерить опыт взаимодействия?
Измерить опыт взаимодействия невозможно, так как сюда входит целый комплекс дизайн-услуг. Можно измерить степень удовлетворённости покупателей или число продаж, и можно посмотреть, изменились ли эти показатели после вложений в проектирование опыта взаимодействия.
Измерить опыт взаимодействия невозможно, так как сюда входит целый комплекс дизайн-услуг. Можно измерить степень удовлетворённости покупателей или число продаж, и можно посмотреть, изменились ли эти показатели после вложений в проектирование опыта взаимодействия.
.net: Как вам удаётся находить компромисс между качественным опытом взаимодействия и достижением коммерческих целей приложения?
Если желания покупателей и потребителей продукта не совпадают, проблемы неизбежны. В этом вся соль. Если покупатель и потребитель хотят одного и того же, нет никаких проблем.
Если желания покупателей и потребителей продукта не совпадают, проблемы неизбежны. В этом вся соль. Если покупатель и потребитель хотят одного и того же, нет никаких проблем.
.net: Последний вопрос. Почему в прошлой версии Basecamp поиск спрятали за отдельной вкладкой? Что мешало изменить его расположение?
Долгое время функция поиска оставалась за пределами нашего внимания, в первой версии Basecamp её вообще не было. Сначала поле поместили наверху — оказалось, ему там тесно. Чтобы решить проблему, пришлось бы полностью менять компоновку приложения. Мы пришли к выводу, что выделение поиска не стоит таких расходов, поэтому использовали вкладку, где он и оставался, пока не провели полный редизайн Basecamp. В новой версии поиск нельзя не заметить: активное окно есть на всех экранах приложения.
Долгое время функция поиска оставалась за пределами нашего внимания, в первой версии Basecamp её вообще не было. Сначала поле поместили наверху — оказалось, ему там тесно. Чтобы решить проблему, пришлось бы полностью менять компоновку приложения. Мы пришли к выводу, что выделение поиска не стоит таких расходов, поэтому использовали вкладку, где он и оставался, пока не провели полный редизайн Basecamp. В новой версии поиск нельзя не заметить: активное окно есть на всех экранах приложения.
Оригинал интервью. Это интервью для вас перевели в компании AIC.
UX designer 37signals
Здесь можно провести аналогию с отображением сайта в браузере. Веб-дизайнеры знают, что если при разработке сайта были допущены ошибки, он не сможет правильно отображаться в браузере. То же самое происходит, когда на экран смотрит человек. Процесс восприятия таков: мы смотрим, замечаем или не замечаем определённые элементы, оцениваем увиденное и определяем возможные действия. Правильно ли «отображается» дизайн в голове пользователя, зависит от того, учитывал ли проектировщик знания о работе мозга. Точно так же, как отображение в браузере зависит о того, учитывались ли принципы работы браузера.
Скажем, привлечь внимание к отдельному элементу можно с помощью контраста. Это азы дизайна, как принципы гештальта, например. Но использование этих правил в дизайне интерфейса требует определённого мастерства. В какую часть экрана вы направляете взгляд пользователей, как подбираете слова, чтобы добиться нужной реакции, как делаете функции понятными на интуитивном уровне, тем самым избавляя пользователей от необходимости подолгу над ними рассуждать.
Чтобы все это заработало, нужны не академические знания, а внимательный анализ собственных ощущений. Замечайте, как ваши глаза реагируют на изображение на экране, какие слова привлекают внимание. Постарайтесь прочувствовать детали и осоознанно наблюдать за собственной реакцией. Так вы сможете добиться более эффективного дизайна.