«Попадаются заказчики, которые вообще ничего не понимают и не знают, несут бред. Мучаешься, объясняешь, а результат получается так себе. Какие варианты могут быть, куда их „послать“, чтобы не тратить время на их обучение? Читать книги, проходить курсы онлайн, ещё что-то? И не „пошлёт“ ли меня клиент после этого. :)»
Считаю позицию автора абсолютно неверной. Ну не может заказчик «вообще ничего не понимать». Хоть что-то но понимает! Он хочет добиться определённого результата, но не вполне понимает как. В этой ситуации задача дизайна — объяснять и учить. Поверьте, Рубенсу и Веласкесу тоже было не просто с их заказчиками. Не жалуйтесь, а примите как данность, что обучение, расширение кругозора ваших клиентом — часть вашей работы. Одна из обязанностей. Вам за это не только деньги и новые клиенты, но и плюс в карму.
Мы убеждены, что умом наделены в достаточной мере. Вообще, похоже, ничто в мире не распределено между людьми так справедливо, как умственные способности, — каждый доволен тем, что имеет. Для большинства людей собственный ум выступает эталоном; остальные — либо умные (такие же умные, как я), либо глупые (глупее меня).
С. Степанов (психолог, исследователь интеллекта)
Важно КАК Вы пошлете клиента, а не КУДА. Стоит Вам намекнуть, что он глупее Вас, менее образован, он пошлет Вас еще дальше. Можно ненавязчиво рекомендовать книги, курсы, но с пониманием, что клиент (а) занятой человек, может не найти времени на чтение и (б) не попытается его найти, ибо считает себя умнее Вас. Поэтому в обязанности успешных разработчиков входит консультирование клиента так, чтобы тот не усомнился в своей компетентности.
Если Вы не хотите учить клиентов, возможно, вместо фриланса, стоит подумать о работе в компании, где специальные люди будут это делать за Вас. В собственном бизнесе от обучения клиентов не уйти.
Любой хороший продавец, должен понимать, что клиенты есть разные. Не в коем случаи не нужно «посылать». Терпите. Консультируйте и не обращайте внимание, что вы делитесь своими знаниями, тратите время. Вам это всё воздастся. У меня есть клиенты, которые пришли ко мне спустя год после того, как я их проконсультировал по телефону, персонально, или на бесплатном семинаре. Консультации, это ваш экспертный контент, которым вы делитесь, и за вашу экспертизу вас потом будут рекомендовать и покупать. Ведите свой блог, FAQ, и при разговоре с клиентом ссылайтесь на материалы, по которым у клиента есть пробелы, пусть он в спокойной обстановке прочитает ваши экспертные мысли, а вы с экономите время. Не буду скрывать, что бывают клиенты, с которыми не охота иметь дело. С опытом вы научитесь с первого диалога выявлять таких представителей целевой аудитории. Старайтесь на все вопросы в ваш адрес сводить в ответ одного предложения без распыления на сентиментальности.
На самом деле, вы всегда сами выбираете для себя клиентов, и каждый раз вы чувствуете, какую пользу вы получите от взаимодействия с ним. А если пользы от него вы не ощущаете, то клиент уходит, т.к. он вам бесполезен.
В этом и заключается ответ на ваш вопрос — польза может быть разной:
Профессионализм начинается тогда, когда ты осознанно выбираешь клиентов, и уже в начале пути понимаешь, ради чего ты с этим клиентом начал работу.
Рустам, работать с такими заказчиками действительно труднее и дороже. Если у вас уже сложившаяся репутация и достаточный опыт, вы всегда можете оговорить правила игры «на берегу». Например: «Вы эксперт в своём бизнесе, а я — в интернет-маркетинге. Связавшись со мной, вы наверняка хотели найти решение своей задачи, я вижу его так... Давайте разделим ответственность в проекте следующим образом...».
Если же человек не силён в интернет-маркетинге, но, тем не менее, желает играть большую роль в проекте, то вам нужно соизмерить риски и принять решение — хотите вы работать с ним или нет.
Обучайтесь сами, рассказывайте заказчику про ваш подход к работе, договаривайтесь «на берегу», и всё будет хорошо.
Эксперты практически единодушны — нужно или самому учить клиента, или «на берегу» делить с ним ответственность. А лучше и то, и то. Отношения заказчика и подрядчика должны быть равновесными, как и любые другие отношения, основанные на доброй воле. Попытаетесь поставить себя выше клиента, или согласиться быть ниже, и риски проекта возрастают многократно.
Рустам, фрилансеру тяжело учить клиента. Но именно здесь находится водораздел между профессионалом и фрилансером-поневоле. Если вам трудно заниматься обучением клиента, добро пожаловать на работу по найму или контракту. Если вам трудно работать по найму или контракту, добро пожаловать в изучение менеджмента.
Руководитель и проектировщик в Александр Туник
Чаще всего, Рустам, заказчики несут бред не по злобе, а потому что не разбираются. Но они и не обязаны разбираться. Зато они обязаны уважать тебя как специалиста, понимать, что ты знаешь дизайн лучше их и способен решить их задачи средствами дизайна. Иначе зачем они тебя наняли, правда?
Но так бывает далеко не всегда. Поэтому делом покажи, что ты специалист, помоги заказчику понять смысл и задачи твоей работы, оговори с ним ваши роли, пытайся выловить в «бреде» их опасения, желания, ожидания, поменьше спорь и предлагай решения. Так намного легче. Или просто не работай с такими, если не получается быть конструктивным. Бесполезно ругаться, намекать на некомпетентность, открыто говорить, что я дизайнер, а вы — непонятно кто.
И да, редкий заказчик пойдёт читать и изучать. Забудь. А после твоей просьбы вполне может послать. Потому как ты — не его папочка или препод в универе.