В конце 2016 года компании SimilarWeb, CMS Magazine и InSales исследовали посещаемость активных в данный момент интернет-магазинов Рунета.
Полученные результаты могут представлять собой ценность как для владельцев и руководителей торговых площадок, так и для маркетологов, аналитиков и специалистов по e-commerce.
Всего было изучено 22 240 торговых площадок, созданных или существенно доработанных за последние 5 лет.
В октябре 2015 года суммарный трафик данных интернет-магазинов составил 310 млн визитов в месяц. В октябре 2016 года — 370 млн. То есть зафиксирован рост в 20%. При этом десктопный трафик вырос всего на 10%, а мобильный — на 55%.
Весь трафик по месяцам с разделением на десктопный и мобильный представлен на диаграмме ниже. На ней видна общая сезонность — скачки посещаемости в праздничные периоды, а также неспешный, но неотвратимый рост визитов с мобильных устройств.
Организаторы исследования попросили проиллюстрировать полученные цифры данными из своего опыта Мурада Эфендиева:
Ниже представлена суммарная месячная посещаемость интернет-магазинов различных тематик, зафиксированная в октябре 2016 года.
Учитывая тенденции, интересны данные по количеству интернет-магазинов, обладающих отметкой Mobile Friendly (что поднимает их в мобильной выдаче). В целом зафиксирована положительная тенденция по увеличению количества мобили-френдли сайтов. Так в 2016 году зафиксировано в
С вопросом «Какие еще яркие тренды в заказной разработке интернет-магазинов мы можете отметить?» организаторы исследования обратились к Татьяне Некрасовой:
Необходимость адаптивной верстки или мобильной версии сейчас понимают практически все заказчики интернет-магазинов. Учитывая особенности современного потребления, и в условиях нарастающей конкуренции за покупателя, владельцы стремятся внедрить в свои ИМ всё, что, во-первых, ускоряет и упрощает процесс выбора, покупки товара, а во-вторых, автоматизирует управление продажами, складами, товарными остатками и т.д.
Именно поэтому из функционала стали чаще заказывать: с одной стороны, покупку в 1 клик, wish-лист, быстрый просмотр товара, покупку без регистрации, с другой стороны, интеграцию со складами, бухгалтерией, CRM.
Если говорить о дизайне, то по большей части выбор делается в пользу неперегруженного («европейского») варианта. В мобильных версиях стали обращать внимание на эргономичность интерфейса, удобство работы в режиме управления одним пальцем.
Интересы пользователей распределены крайне неравномерно. Например, суммарная месячная посещаемость всех учтенных интернет-магазинов категории «Электроника и бытовая техника» суммарно составляет 66 млн визитов в месяц, а тот же показатель категории для «Цветы» — 1,7 млн.
Далее был подсчитан объем трафика, приходящегося в среднем на каждый интернет-магазин, относящийся к той или иной категории.
По данным показателям безоговорочно лидируют «Компьютеры/ноутбуки/комплектующие» — в среднем на каждый интернет-магазин этой тематики приходится по ~200 000 визитов в месяц. На втором месте — «Мобильные телефоны» (~130 000 визитов), на третьем — «Бытовая техника» (~80 000 визитов), на четвертом «Лекарства» (~45 000), на пятом — «Книги» (~30 000). Наименее посещаемые — магазины тематик «Оборудование b2b», «Интим-товары», «Цветы» и другие.
При анализе данных здесь необходимо учесть, что возраст общей массы сайтов, принадлежащих к различным тематикам, может разниться. Так, если «b2b-оборудование» представлено большей частью свежими сайтами, то интернет-магазины категории «Подарки» — преимущественно представляют собой площадки, запущенные
Какова средняя продолжительность жизни интернет-магазинов? На этот вопрос ответил Андрей Морозов:
У каждого программного продукта или сайта есть свой жизненный цикл и он зависит от множества факторов. Если интернет-магазином постоянно заниматься и развивать его, то жизненный цикл его будет
Чаще всего у интернет-магазинов возникает потребность сделать адаптивный сайт, либо сделать адаптивный сайт более удобным. Многие разработчики, к сожалению, не всегда понимают, что лучше предложить заказчику, адаптивный сайт или мобильный, тут нельзя дать сразу однозначный ответ, потому как в зависимости от функционала магазина надо продумывать подход к Mobile Friendly. Мы всегда глубоко изучаем статистику интернет-магазина перед его «апгрейдом», изучаем поведение людей и их настрой. Потому что главной задачей обновления является повышение его конверсии.
Информация, приведенная далее, базируется на данных по посещаемости, предоставленных SimilarWeb и тематической разметки от InSales. Учтены данные 14 месяцев: с сентября 2015 года по октябрь 2016.
Далее — графики по каждой из наиболее распространенных категорий.
Отчетливо видны закономерные сезонные скачки в сентябре-октябре и апреле-мае. При этом прослеживается динамика роста — показатели октября 2016 года значительно превышают показатели октября 2015 года.
Отчетливо видны закономерные сезонные скачки в сентябре-октябре и апреле-мае. При этом прослеживается динамика роста — показатели октября 2016 года значительно превышают показатели октября 2015 года.
Наблюдается всплески трафика перед новогодними праздниками, а также в августе-сентябре. При этом количество визитов колеблется в диапазоне от 3,2 млн до 3,9 млн.
Очень поучительный график. Видна серьезная «просадка» относительно общего трафика. Весомую роль здесь, скорее всего, здесь сыграла общая экономическая ситуация.
Одна из немногих категорий, которая практически идентична общей динамике. Тем не менее с апреля видно значительное «проседание».
Отмечено падение весной и взлет в августе. При этом данная категория, несмотря на резкие скачки, демонстрирует бурный рост.
Авторы исследования затрудняются объяснить данные результаты. Если растущий трафик декабря-января можно объяснить приготовлениями к праздникам, то всплеск, отмеченный в июле-августе, скорее всего, понятен лишь самим владельцам интернет-магазинов данной тематики.
При том, что посещаемость сайтов данной тематики весьма высока, в последнее время наблюдается значительное снижение визитов относительно общего трафика. Данный фактор обязательно необходимо учесть тем, кто задумался об открытии собственного сайта по продаже книг.
Данные по посещаемости этой категории интернет-магазинов не только совпадают с общей динамикой, но и, по сути, являются одним из важных маркеров интернет-торговли, так как представляют собой некий локомотив онлайн-продаж.
В данной категории все закономерно — максимальная активность онлайн-пользователей совпадает с приготовлениями к основным праздникам: Новому году, 23 февраля и 8 марта.
Четкой привязанности к сезонности, праздникам или экономической ситуации выявить не удалось. Впрочем, врачам и владельцам онлайн-аптек виднее. Однако уже сейчас можно говорить о хорошей динамике — на графике явно прослеживается рост трафика осенью.
Пики посещаемости приходятся на декабрь-январь и август-сентябрь. Значительная просадка отмечается в апреле-мае.
Одна из самых востребованных тематик среди онлайн-пользователей. При этом очевиден спад посещаемости летом и резкий взлет осенью.
Посещаемость интернет-магазинов этой категории в целом демонстрирует рост, четко не привязанный к сезонности. При этом показатели последних месяцев значительно выше, чем в других тематиках.
Летом 2016 года прослеживается существенный спад трафика, что можно объяснить сезоном отпусков. Однако, к концу октября 2016 года зафиксирован резкий всплеск, что говорит о востребованности данной тематики. Можно с уверенностью говорить о том, что она является одной из наиболее растущих.
Исходя из полученных данных очевидна острая привязанность к праздничным приготовлениям. Этим объясняются всплески зимой и весной, а также спад трафика вплоть до июня-августа. Однако, если сравнивать сентябрь 2015 и 2016 — видно, что в целом трафик снизился. Одно из возможных объяснений — россияне стали более избирательными при выборе подарков и стараются дарить более практичные и применимые в хозяйстве вещи (см. графики тематик «Товары для дома», «Компьютеры/ноутбуки» и другие).
В данный момент в базе CMS Magazine зарегистрировано лишь 783 действующих интернет-магазина в категории «Подарки». Данная тематика является старожилом — в ней зафиксировано наибольшее количество сайтов, имеющих долголетнюю историю.
Трафик тематики «Продукты питания» практически совпадает с общими тенденциями и не имеет четко выраженной сезонности.
Собственно, одна из самых динамично растущих тематик. В конце августа зафиксировано отчетливое снижение, но нет оснований думать, что не повторится предыдущий предновогодний всплеск.
Тематика «Стройматериалы» показывает более высокий спрос интереса со стороны онлайн-пользователей по отношению к общим показателям. Закономерно, что с весны наблюдается весомый рост заходов на интернет-магазины строительной тематики, который чуть угасает в октябре.
По динамике график довольно похож на тематику «Косметика/парфюмерия». Однако в целом его показатели гораздо ниже. Это можно объяснить, как довольно избранной категорией покупателей, так и общей экономической ситуацией.
Закономерные скачки трафика: декабрь, январь, февраль и март. Далее — падение, которое можно объяснить как отсутствием значимых национальных праздников, на которые принято дарить цветы, так и популярностью формата «бабушки торгуют у метро».
График очень похож на тематику «Книги». Но есть отличия — данной тематике удалось превзойти показатели прошлого сентября.
Ни для кого не секрет, что электроника сегодня является одним из самых распространенных подарков. Особенно в крупных городах. Поэтому не удивительно, что пик заходов приходится на декабрь-январь.
Обязательно нужно помнить, что интернет-магазин должен работать как часы, иначе, в ответственный момент он может подвести и это будут большие финансовые потери. Чтобы этого избежать, на тендерной площадке Workspace есть более 1000 агентств готовых протестировать интернет-магазин и найти его слабые места.
Проведите конкурс среди участников CMS Magazine
Узнайте цены и сроки уже завтра. Это бесплатно и займет ≈5 минут.
Менеджер проектов веб-студии itsoft
Семь из десяти обращений клиентов подразумевают реализацию mobile-friendly сайтов. Сейчас адаптив уже стал отраслевым стандартом, но студии при составлении сметы работ зачастую выделяют отдельно стоимость разработки адаптивного дизайна и клиенты, решая задачу оптимизации бюджета, часто предпочитают отказаться от адаптива на первом этапе реализации проекта, нежели скорректировать задачи.
Периодически в студию поступают заявки на интернет-магазины B2B, например, по оптовой продаже запчастей. И зачастую в таких проектах у заказчика есть понимание, что целевая аудитория магазина не пользуется мобильными устройствами (иногда в этой сфере процентное соотношение десктопа к мобайлу 90 к 10). В таком случае адаптив не реализовывается за ненадобностью.