Кадровый дефицит на нашем рынке — ни для кого не секрет. Для найма сотрудника приходится проводить десятки собеседований, и вакансии в компаниях не закрываются месяцами. Конечно, есть вариант обращения в кадровое агентство, но это тоже не всегда дает результат: вы делегируете первый отбор агентству, но это не избавляет вас от собеседований.
Рассмотрим два варианта, к которым компании прибегают в большинстве случаев:
Первый вариант — очень дорогой и подходит лишь для крупных компаний. Специалисты такого уровня запросят не менее 100 000 — 150 000 р. в месяц.
Для небольших и средних компаний остается второй вариант — нанимать стажеров, которые имеют хоть какие-то базовые знания в нашем предмете, и обучать их уже внутри компании силами более опытных тим-лидов и коучеров.
Рассмотрим данную модель найма сотрудника более подробно — на примере такой специальности, как менеджер проектов.
Итак, вы нанимаете к себе более-менее адекватного человека для его дальнейшего обучения на рабочем месте. Обучением будет заниматься тренер, который будет тратить на это хотя бы 2 часа в день.
В месяце примерно 20 рабочих дней, 3 месяца — это 60 рабочих дней:
60 дней * 2 часа в день = 120 человеко-часов затрат.
Учитывая, что коучером является человек с большим опытом, то его зарплата, как и говорилось выше, составляет минимум 100 000 рублей. С налогами это в районе 145 000 рублей в месяц. Час тренера стоит порядка 1 000 рублей.
Итак:
120 человеко-часов * 1 000 рублей = 120 000 рублей.
Потратив такую сумму, вы получаете среднего сотрудника с базовыми знаниями. При этом тренер, который занимается обучением, должен отвлекаться от своей основной работы — т.е. ваши расходы еще выше (ведь это время он мог потратить на клиентские проекты). Да и не всегда специалисты высокого уровня являются хорошими преподавателями и могут найти правильный подход к обучению людей. Часто «обучение» сводится к посадке рядом с собой человека, со словами «Смотри и сам учись». После такого «обучения», сотрудник с чистой совестью переходит в другую компанию с большей зарплатой, и весь процесс поиска и найма нужно начинать с нуля.
Теперь рассмотрим вариант с обучением менеджера на специализированных курсах по теме «Управление интернет проектами».
Стоимость 172 часов обучения в среднем составляет от 40 000 до 60 000 рублей. Посчитаем по такой же схеме стоимость сотрудника, который обучается на курсах.
Возьмем среднюю цену за курс, равную 50 000 рублей.
И получается, что на обучение сотрудника тратится ровно 50 000 рублей.
Соответственно, в среднем затрат получается в 2.5 раза меньше, при этом не нужно отвлекать ваших штатных сотрудников от работы, чтобы они находили время для обучения стажера. Более того, на курсах стажер получает не только знания в виде лекций, а учится принципам управления проектами, получает практические задания, учится правильно презентовать проект. Учится выбирать методологию ведения проекта под конкретный проект, правильно и грамотно общаться с клиентами, стимулировать новые продажи для постоянных клиентов.
Благодаря преподавателям, которыми на таких курсах являются практики из топовых компаний, ваш менеджер получает широкий кругозор возможных вариантов управления и ведения отношений с клиентом.
Выгода, как говорится, на лицо. Но как же быть с текучкой?
Существует договор на обучение с сотрудником, где прописывается минимальное время, которое он должен работать в вашей компании без возможности увольнения. Данный договор поможет, как минимум, не тратить деньги впустую.
Прочитав статью, у вас может сложиться впечатление, что единственный вариант обучения сотрудников — это курсы. Я привел вариант альтернативы, не надо забывать, что Ваш сотрудник так же будет ходить на работу (в основном, все курсы проходят вне рабочее время) и продолжает входить в курс дел именно Вашей компании, впитывать информацию и в комплексе, человек получает полный кругозор, качественные знания и компетенцию.
А теперь давайте рассмотрим еще одну ситуацию, когда вариант обучения на специализированных курсах также является самым оптимальным.
Существует много студий среднего уровня, руководство которых в какой-то момент понимает, что наступил «тупик» в развитии. Хочется более именитых клиентов с интересными проектами и большими бюджетами. Что же делать в данном случае? Теоретически, варианта два:
Первый вариант, к сожалению, практически не реализуем, т.к. мало кто из «звезд» пойдет работать в никому не известную студию, а, даже если и пойдет, попросит неподъемных для студии денег.
Второй вариант — самый оптимальный:
Проведите конкурс среди участников CMS Magazine
Узнайте цены и сроки уже завтра. Это бесплатно и займет ≈5 минут.