Здравствуйте, коллеги.
Во-первых, большое спасибо журналу CMS Magazine и лично Анатолию Денисову за приглашение принять участие в экспертной оценке работ-номинантов на Премию «Рейтинг Рунета 2013». Получил истинное профессиональное и эстетическое удовольствие от каждой работы, которую удалось оценить. Ниже — мои краткие впечатления. Не претендую на истину в последней инстанции, не критикую, не хвалю — просто делюсь тем, что показалось интересным.
На мой взгляд, качество и количество работ заметно улучшилось по сравнению с прошлым годом. Говорю о дизайнерских решениях и функциональной проработке. Появилось много новых, креативных молодых участников — как со стороны студий, так и со стороны заказчиков. Среди номинантов появились новые области бизнеса, которых раньше вовсе не было в digital-пространстве. И это очень, очень здорово.
Итак, основные позитивные тренды — впечатления, которые показались мне интересными:
- Мультиканальность. Пока — очень мало, но даже среди небольших и средних игроков уже появились первопроходцы, которые предлагают Клиенту на выбор две опции: или Доставку с помощью курьерской компании до дверей квартиры или офиса, или Самовывоз из розничного магазина/пункта выдачи. Это очень правильно: эффективно и современно.
- Геотаргетинг. Говорю об умном геотаргетинге — когда обращения из разных регионов приводят к изменениям отдельных параметров сайта. Происходит легкая кастомизация на уровнях поиска, наличия товара, адресов и телефонов магазинов. Это реальный и правильный шаг вперед, с которого можно начинать работу с моногородами, зонами доставки, ценовыми кластерами, а также анализом поведения клиента и персональными предложениями. Эффективно и современно.
- Мультиязычность. Очень приятно удивило наличие мультиязычности на ряде сайтов. Русский, Английский, Украинский языки используются в семантических ядрах сайтов. Вперед — к мультиязычности, мультивалютности, пересчету кросс-курсов и готовности к ведению операций на разных рынках!
- Дизайн. Мы услышали напутствие Стива Джобса: «Сосредоточенность и простота — вот моя мантра. Тяжелее добиться простоты, чем усложненности. Нужно работать изо всех сил, чтобы начать мыслить ясно и сделать какую-нибудь простую вещь. И когда у вас это получается, вы становитесь всесильным...» Я увидел много лаконичных, простых, планшетных, визуальных и очень красивых работ. Элементы визуального дизайна подчас целенаправленно ограничивают взаимодействие Клиента с текстовыми формами. Красивый Продукт, в котором Правильный Контент становится истинным Королем digital-среды.
Теперь — несколько негативных трендов-впечатлений, о которых также надо сказать несколько слов:
- Системно прорабатывайте весь сайт в соответствии с различными сценариями поведения пользователя. Привлекайте к тестированию и разработчиков, и тестировщиков, и даже отдельные группы Клиентов. Прокладывайте прямую и понятную каждому «Главную дорогу», которая подхватит Клиента при входе на сайт и не отпустит до успешного оформления заказа. Не надо переулков, проулков и тупиков!
- Поиск. Где же популярный и очень полезный акцент на функции поиска, к которому нас приучают взрослые западные сайты? Незаслуженно забыт, спрятан или логически и функционально недоделан. Я даже не говорю о транслите и визуально-товарном превью в поисковой выдаче. Можно посчитать, сколько денег теряют сайты, которые при некорректном заведении информации в поисковую строку выдают Клиенту нечто в духе «Сожалеем, но ничего не найдено» или «Извините, но найдено 0 товаров» и отправляют его в никуда. Обидная мелочь, которая лишает денег. Справедливости ради, надо сказать, что были сайты, которые при «глухом» запросе предлагали ознакомиться с каталогом или направляли на промо-страницы.
- Cross & Up Sale. Коллеги, это же must-have. Эта функция в разы увеличивает конверсию и, следовательно, продажи вашего сайта. Я не агитирую вас к покупке супернавороченных порождений космического разума и других математических черных ящиков. Простая человеческая логика и немного терпения. Кросс пары «обувь/носки» или «велосипед/насос» — это же очень естественно. Опять же, справедливости ради, многие fashion-сайты стараются решить эту проблему лукбуками.
И в конце еще раз хочу повторить: сайты становятся лучше, краски становятся ярче, digital становится мудрее, а Клиенты — счастливее. И это главное. А пределов совершенству в этом мире просто нет.
С уважением и пожеланиями всего самого лучшего,
Николай Козак, Deputy E-Commerce Director Sportmaster