Тем, кто не читал первую часть, очень советую http://www.cmsmagazine.ru/authors/pastukhova/f4f/, потому что это была присказка, а настоящая сказка – дальше.
Юлия: Дизайн готов, согласован. Дальше для меня – «черный ящик». Я оставила колдовать над сайтом студию ITConstruct, и они передали мне готовый сайт примерно через две недели. Что творилось в течение всего этого времени – неизвестно.
Роман: Для меня, как для программиста, это – наиболее понятный этап. В отличие от создания полноценных интернет-магазинов, когда на этом этапе требуется участие заказчика, здесь мы согласовали все вопросы и функциональность еще на этапе проектирования. Вот поэтому для заказчика такого небольшого сайта этот проект и выглядел как «черный ящик».
Наша работа состояла из нескольких частей: верстка, интеграция верстки и системы управления, небольшая программная разработка меню и мини-тестирование. Верстка заняла три дня (16 часов с тестированием и проверкой проект-менеджером). А программирование с тестированием 4 дня – 24 часа. Оставшиеся три дня – буфер, когда проект передавался из отдела в отдел и ожидал, когда специалист освободится. Итого – 10 рабочих дней.
Если бы мы бросили все и работали в авральном режиме, мы могли бы немного ускорить процесс. Но авралы даются потом и кровью сотрудников – стоит ли выкраивать два дня и выжимать все соки – непонятно. Поэтому, авралов мы не любим. Обычно этап верстки и программирования занимает чуть больше времени, потому что заказчик тоже работает с нами. Например, при создании интернет-магазина он должен выгрузить данные из 1С или дать нам другую информацию. А это опять согласования, а значит, время. Тем более, этот проект проходил у нас по всем службам экспрессом – обычно, корпоративные сайты мы верстаем и программируем суммарно 4 – 5 недели, а для интернет-магазинов уходит 2 – 4 месяца.
Классический пример: мы все запрограммировали и завязли в синхронизации с 1С. Как правило, этот блок никогда не удается сделать быстрее, чем за месяц, из которых собственно программирование – мизерная часть. Все остальное – задержки, проверки и согласование. Есть клиенты, которые выгружают данные из 1С по 6 – 8 месяцев!
Юлия: В конце мая мне позвонил проект-менеджер и сказал, что все готово к переносу на хостинг. Осталось наполнить контентом. Все тексты у меня были уже готовы в формате Word, но времени на это не хватало, и я оставила заполнение на потом. Когда начала заполнять, снова прокляла тот день, «когда я села за баранку этого пылесоса». Разумеется, за это время админка не улучшилась. Где-то я начала править в визуальном редакторе и «поплыли» шрифты, где-то просто не нашла, в каком месте лежат текстовые блоки. Обучение и миллион консультаций по телефону (спасибо терпеливой Оксане Кондаковой за все, надеюсь, я не оставила техподдержке много мемов). В общем, смотрите, что получилось. Часть контента я до сих пор наполняю. Видимо, это вечный процесс.
Чтобы отсечь троллей, жаждущих обсудить админку "Битрикса", хочу сказать, что сравнить мне практически не с чем. Я работала в нескольких админках сайтов, и интуитивно понятных из них нет ни одной. Так что вышеизложенное – мое личное мнение.
Роман: мы обязательно включаем в стоимость проекта обучение работы с сайтом – и это себя оправдывает.
Юлия: Итак, вторую часть статьи мы дописали 21 июня, окончательный запуск назначен на 25 июня. С момента первого звонка прошло 2,5 месяца. Конечно, не 2 недели, как я планировала, но и на том спасибо. Я сама могла бы ускорить, если бы плотно занималась сайтом и быстро готовила контент.
Роман: А мне эта ситуация кажется вполне обычной, и даже более чем удачной. Задержек на критичных этапах не было, и мы старались все сделать быстро. Однако, типичный проект корпоративного сайта делается 4,5 месяца – 1,5 месяца уходят на согласование договора и на взаимодействия в компании заказчика. Наиболее быстро делаются те сайты, где менеджер со стороны заказчика обладает правом принятия решений и готов нести ответственность за эти решения.
По трудозатратам ситуация выглядит так:
Этап | Кто | Часы |
Первичное выявление потребностей | Аккаунт | 1,5 |
Выявление потребностей, задачи | ПМ
|
1,5 |
Выработка концепции, контроль дизайна | ПМ | 2 |
Прототипирование | ПМ | 1,5 |
Дизайн главной страницы | Дизайнер | 24 |
Дизайн внутренних | Дизайнер | 12 |
Обсуждения | Команда | 4 |
Верстка | Верстальщик | 12 |
Тестирование верстки | Тестировщик | 2,5 |
ТЗ | ПМ | 1,5 |
Программирование | Программист | 20 |
Тестирование функционала | Тестировщик | 2 |
Перенос на хостинг заказчика
|
Специалисты тех поддержки
|
4 |
Менеджмент проекта* | ПМ | 30 |
Итого: | 118,5 |
*обычно эта статья выше в разы
В итоге получилось около 120 часов, это примерно один человеко-месяц работы. При ставке 800 рублей в час – это около 100 тысяч рублей. Именно столько стоит минимальный корпоративный сайт под заказ в Новосибирске. Важно отметить, что для Юли мы считали его по фактическим затратам. Изначально в коммерческом предложении у нас стояла цена от 200 тысяч, в эту цену мы заложили риски простоя, перерисовки дизайна, долгих коммуникаций, мелких изменений техзадания и др. Из своего опыта могу сказать, что для крупных компаний работа по заранее составленной смете дает не более 10 – 15% разницы, причем, не факт, что в сторону снижения.
Проведите конкурс среди участников CMS Magazine
Узнайте цены и сроки уже завтра. Это бесплатно и займет ≈5 минут.