Суть проекта
Недавно ко мне в голову пришла идея — ежедневно десятки людей в Новосибирске соблюдают диету. Кто-то идет к диетологу, в фитнес-клуб, другие поглощают чаи и таблетки или «садятся на гречку». Как говорится, плавали — знаем. Я перепробовала все — от диетолога до сыроедения, прочитала сотни книжек и обобщила опыт диетологов и тренеров. В результате получилась недельная программа питания, полностью сбалансированная по энергетической и пищевой ценности. Каждое утро в стильных термосумках вам привозят питание на день, которое включает в себя 5 — 6 блюд, приготовленных в ресторане, включая свежевыжатые соки, мясные блюда, десерты.
Идея понравилась всем. Я договорилась с рестораном, хотелось очень быстро начинать продажи. Мы выбрали доменное имя Food4fit.ru, срочно нужен был сайт.
До этого мне приходилось уже делать сайт, и скажу вам, что проще постичь тайны вселенной, чем админку «Битрикса». К тому же, в стандартном решении попадался совершенно ненужный функционал, вроде выбора города доставки из единственно возможного, зато дополнительные «фишкии» прикручивались тяжело и долго. И я почти открестилась от работы с «Битриксом», и начала опрашивать всех знакомы насчет студийных CMS. Но студии закрываются чуть ли не каждые полгода, а копаться в чужом коде никто не будет. Поэтому, все-таки решила: «Битриксу» быть!
По работе мне приходилось сталкиваться со всеми крупными и некоторыми мелкими веб-студиями. Только в новосибирском справочнике «Дубльгис» их около 300, чем занимаются все эти конторы — остается загадкой. При этом, веб-студии только говорят, что занимают определенные ниши. На самом деле, есть две категории компаний — «пафосно и дорого», месяцами вырисовывая каждую загогулину и выставляя шестизначные счета и «дешево и сердито» — когда двое студентов сделали сайтик на коленке и канули в небытие. Кто его будет поддерживать и «накручивать» функционал по необходимости — неизвестно.
Короче, из моих знакомых только ITConstruct заявлял, что может сделать без лишних наворотов и за вменяемые деньги. А длительное общение с конторой давало надежду, что мой сайт для них не последний, и поддерживать его будет кому. Первый сайт мне обошелся примерно в 40 тыс. руб., включая стоимость лицензии. Правда, там был типовой проект. Второй сайт решила делать тут же.
Разумеется, еще до обращения в веб-студию я начала мониторить интернет на наличие конкурентов. В Новосибирске таких не оказалось, а вот в Москве нашлась одна компания, которая занималась схожей тематикой. Не знаю, как продукция, но сайт у них — просто отличный! Яркий, проработанный, удобный — я решила взять его за основу. Скинула пример менеджеру IT-Construct, мне пришел ответ — срок работ от 4 месяцев, цена — от 200 тысяч рублей.
Ответ меня не устроил, и мы договорились о встрече с директором веб-студии Романом Петровым. Вечер прошел в спорах: я убеждала его, что это не интернет-магазин в полном смысле этого слова (клиент не покупает продукцию на сайте, есть возможность лишь посмотреть подробности программы и связаться с менеджером), что сроки горят, а 4 месяца — просто неприличная цифра. Сухим остатком трехчасового разговора стал вкратце очерченный функционал сайта и договоренность, что мне сделают сайт максимально быстро. На дворе было 1 апреля, запуск проекта планировался на 13 апреля. Тогда же планировалось запустить и сайт.
Роман Петров:
Мы стараемся не давать несбыточных обещаний по срокам и ценам — время уходит не только на фактическую работу, но и на договоры, согласования. В данном случае мы условились, что заказчик сдвигает сроки запуска сайта, а мы ставим этот проект приоритетным, что позволит сократить время разработки. Тогда же мы договорились, что будем вести дневник проекта с подробным хронометражем работ — чтобы на примере показать другим клиентам, на что тратится время. И посчитаем стоимость разработки сайта по тач-тайму. В некоторых пунктах мы отошли от стандартных процедур: не стали проводить разработку полноценного техзадания, и выставлять смету работ.
Запуск проекта занял у меня много времени, поэтому, приступить к разработке сайта, как запланировано, я не смогла. В результате, первая просрочка произошла по моей вине. На пороге студии я появилась лишь 16 апреля. Меня освободили от утверждения техзадания — нужно было просто обрисовать проект-менеджеру суть задачи. Благо, я четко понимала, что мне надо, и структура сайта уже была формализована.
Несмотря на то, что в моей голове уже сложилась картина сайта, оказалось, я еще многого не знаю. Каким контентом наполнять? Как писать раздел «о компании»? Нужен ли онлайн-консультант? Какое время заказа удобно для клиента? В чем вообще наше конкурентное преимущество?
На эти и многие другие вопросы пришлось ответить на этапе формирования задания. Я знаю кое-что про свой бизнес, и немного про разработку. Но вот объединить эти знания мне помог Андрей Епанчинцев. Спасибо ему за это. Раньше я думала, что проект-менеджер — это человек, которая выполняет роль глухого телефона между дизайнерами, программистами и заказчиком. Он доказал мне, что это вовсе не так.
Роман Петров:
От проект-менеджера напрямую зависит успех проекта. Но именно необходимость оплаты его участия сложно объяснить заказчику. Максимум чего мы добились в обычных проектах — это выделение отдельного этапа на проектирование и закладывание в стоимость часа управление проекта. В работе над 95% сайтов за успех отвечают проект-менеджеры со стороны студии и заказчика. В разработке нетиповых индивидуальных заказов без проект-менеджера вообще не обойтись — кто-то должен объединять «хотелки» заказчика и труд программиста и дизайнера.
Несмотря на то, что требования были исчерпывающими и простыми: хочу вот эту картинку на белом фоне, вот такие заголовочки вот такого цвета, первые макеты меня просто удивили. Там не было ни белого фона, ни заданной картинки — перегруженный «небесный» фон с дивными кренделями. В общем, первые три макета главной страницы были отвергнуты в полном составе.
Пришлось встречаться второй раз, уже с группой дизайнеров. Еще раз были повторены все требования и даже выбраны картинки. Все было строго расчерчено и пережевано. Пришли макеты — снова «творчество», картинки не те, что отбирали, а те, которые понравились дизайнерам уже после получения задания. Сначала расстроилась — работа над макетами шла уже около 3 дней, а я так и не увидела того, о чем так много говорила. Я задумалась: возможно, излишнее творчество и замедляет работу веб-студии. Иногда клиенту не нужно ничего предлагать, если он четко знает, что нужно.
Роман Петров:
К сожалению, это правда. В нашем ценовом сегменте приходится балансировать между ценой и креативностью дизайна. Наш опыт показывает, что клиент никогда не согласует сайт, над которым сам не работал. А так даже ошибки дизайнера позволяют привлекать заказчика к совместной работе. Кстати, чаще всего сайт принимается после двух эскизов.
Правда, когда схлынул скепсис, я начала рассуждать более конструктивно. Хоть все получилось и не совсем так, как планировалось, рациональное зерно в идее, несомненно, было. Идея показалась яркой, а страница сайта стильной. Конечно, кое-что нуждалось в доработке, но желание стоять на своем, ушло.
И потекла текучка: надпись передвинуть немного вправо, картинку — влево, где-то уменьшить, что-то поднять наверх. На окончательную обкатку главной ушло еще пару дней. Мы справились бы быстрее, если бы у меня была возможность напрямую общаться с дизайнерами. Хотя проект-менеджер мне попался просто отличный! Спасибо ему за работу.
Роман Петров:
А вот и не факт! Даже если предположить, что дизайнер бросает все, удовлетворяя ваши капризы по три раза в день, то проект это уж точно не удешевило бы. Кроме того, альянс заказчика, проект-менеджера и дизайнера дал синергию. А так дизайнер просто работал бы «фотошопом с ушами».
Прошел рекордно быстро. В общем-то, внутренних страниц у меня немного. И мы их согласовывали ровно один день. Ребята сделали так, что не придраться. У меня было лишь несколько замечаний, на 15 минут доработки. Сама в шоке!
Краткий итог по времени. К сожалению, песочные часы рядом с сотрудниками мы не ставили и учесть все до минуты невозможно. Вот примерное время работы специалистов:
Роман Петров: Когда Юля пришли с вопросом по сайту, ее первой фразой было: как можно делать сайт 4 месяца! Сейчас на дворе 5 мая, по рукам мы ударили 1 апреля. Мы выкинули согласование договора и техзадание, которые занимают не менее 2 недель, и все равно прошло 40 календарных дней, из которых тач-тайм — максимум 1,5 недели. Причина в том, что сайт не находится в приоритете.
Я: Несмотря на отсутствие согласований и прочей бюрократии, с того момента, как мы с Петровым пожали руки до того, как я любовалась макетами всех страниц, прошло 1,5 месяца. В этом никто не виноват — студия старалась делать без проволочек, согласовывали напрямую со мной — главным и единственным заказчиком. Представьте себе, что происходит в крупных компаниях с громоздким документооборотом и несколькими замами и менеджерами! Теперь я понимаю, на что тратятся 4 месяца работы над сайтом. Умом-то понимаю, но принять это и смириться никак не получается!
Проведите конкурс среди участников CMS Magazine
Узнайте цены и сроки уже завтра. Это бесплатно и займет ≈5 минут.