Откуда берутся недовольные группы в компании, кто в них обычно состоит, и к чему это может привести. Начальство вряд ли успеет вовремя разглядеть «оппозиционеров» — в этом случае решение проблемы обычно за сотрудниками.
Первый день Татьяны на новом рабочем месте проходил хорошо: она познакомилась с коллегами и начала изучать будущие задачи. Днем к ней подошла одна из сотрудниц отдела — Олеся — и предложила присоединиться к компании, идущей на обед. Татьяна предложение с радостью приняла.
За стол село шестеро собеседников, все из отдела Татьяны и соседнего подразделения. Сначала разговор крутился вокруг обсуждения прошедших выходных. Татьяна хорошо провела время и вкусно пообедала. Поэтому она с радостью согласилась пойти на обед с компанией Олеси на следующий день. И на следующий... Так прошла неделя.
Планерки в этой компании проводились по понедельникам. Во время очередного совещания босс устроил Олесе разнос за несвоевременно выполненную задачу. Олеся на совещании промолчала, а вот во время обеда разговорилась по полной. Татьяна узнала много нового про своего руководителя, про начальников соседних отделов, про принципы работы компании и отношения в коллективе. Коллеги с удовольствием включились в обсуждение. Беседа вышла эмоциональной и информативной. В офис все вернулись слегка разгоряченные.
Во вторник разговор за обедом сразу начался с обсуждения последних офисных новостей. За час успели перебрать всё: письма руководства, планерки, клиентов, начисления зарплат и премий...
Проходило время: постепенно любые новости, любые изменения обеденная компания трактовала все более и более негативно. Примерно через полгода после того, как Татьяна вышла на новую работу, все участники традиционных сборищ пришли к одному и тому же выводу: надо валить.
Троица из соседнего отдела решила создать свой собственный стартап. Они постепенно откололись от основной группы: их обеды были посвящены планированию и проектированию. Еще через полгода они дружно подали заявления об уходе.
Оставшиеся коллеги достаточно быстро заскучали друг с другом: общих тем, кроме работы, у них не было. Олеся пригласила на один из обедов нескольких сотрудниц бухгалтерии, и обсуждения компании-работодателя возобновились с прежней силой. До тех пор, пока одна из девушек-бухгалтеров не рассказала о посиделках своему руководителю. Татьяна этого происшествия уже не застала: через некоторое время после развала их маленькой оппозиции она начала искать новую работу. И ее поиски завершились успехом.
Каждый из нас хотя бы раз в жизни в узком кругу обсуждал условия работы и своих руководителей. Обычно такие разговоры ведутся за обедом и являются некой эмоциональной отдушиной для сотрудника, своего рода публичной исповедью. Люди выражают свои сомнения и недовольство коллегам, не рискуя отношениями с начальством.
У таких групп есть несколько заметных извне признаков:
Чем сложнее корпоративная культура компании-работодателя, тем более эмоциональными будут обсуждения. Рано или поздно участники для решения проблем перейдут к практическим действиям. Это своего рода тимбилдинг наоборот, приводящий к непредсказуемым последствиям.
Иногда такие группы становятся основой для формирования команд, начинающих свой собственный проект. Бывает и так, что вся группа (или ее часть) ограничивается разговорами. И это наихудший вариант как для работодателя, так и для сотрудников.
Что удивительно, участники подобных компаний — одни из лучших сотрудников. Им небезразлично происходящее в офисе, у них есть комментарии и предложения. Возможно, не все их идеи воплотимы, однако у них есть знания по своему фронту работ, и они способны изменить жизнь компании к лучшему. Как хорошо известно из «Бойцовского клуба», сотрудники, находящиеся у основания корпоративной пирамиды, зачастую осведомлены о деталях намного лучше своих боссов.
Все эти прекрасные возможности изменить реальность к лучшему тратятся впустую. Вместо того, чтобы решать проблемы, люди выплескивают эмоции. Честный разговор с руководителем требует мужества, но он же может кардинально изменить ситуацию к лучшему. А вот отсутствие такого разговора ни к чему хорошему наверняка не приведет.
Прежде чем долго и эмоционально обсуждать свои проблемы с коллегами, стоит один раз набраться смелости и поговорить с руководителем. Если разговор будет построен в виде спокойного обсуждения ситуации, в результате получится найти компромисс, устраивающий и сотрудника, и работодателя. Зарплата повысится, документы изменятся, процессы трансформируются. Жизнь постепенно наладится.
Ну а если руководитель не сделает выводов из разговора, что ж... Начать поиски новой работы никогда не поздно.
Оригинал: Блог Нетологии.
Проведите конкурс среди участников CMS Magazine
Узнайте цены и сроки уже завтра. Это бесплатно и займет ≈5 минут.