Ранее Макс Десятых рассказывал о выборе бизнес-модели агентства и взаимосвязи расходов и доходов в агентстве. Оперативно отслеживать появление новых глав учебника можно на фейсбук-странице автора или его телеграм-канале.
Сейчас легонечко ликбез про три способа расчитывать вознаграждение фирмы за разработку цифровых продуктов на заказ:
Fixed Price — стоимость работ считается и фиксируется заранее и вписывается в договор вместе с детальным описанием задачи, также известным как техническое задание.
Time & Materials — размер вознаграждения определяется по ставкам специалистов и затраченному на проект времени; общую сумму можно предположить заранее, но точно известна она станет только после завершения работ.
Retainer — фиксируется команда проекта и её ежемесячная стоимость; каждый месяц заказчик платит одну и ту же сумму, колебания в количестве часов игнорируются.
Все эти варианты имеют свои плюсы и минусы и по-разному подходят для разных заказчиков и разных подрядчиков.
Например, FP хорошо подходит подрядчику для коротких проектов в пределах месяца, если он умеет хорошо договариваться о деньгах, а его специалисты имеют высокую квалификацию и всё быстро делают. Также FP часто выбирают неопытные заказчики.
TM могут принять более зрелые заказчики. Это хороший выбор для обеих сторон, если проект достаточно крупный, а продукт не стандартный и требует новаторского подхода, есть заметная доля неопределенности.
Re выбирают самые крутые заказчики, которые серьёзно настроены на лидерство в своей отрасли и решили инвестировать в digital отныне и навсегда. Формат лучше всего подходит для больших и сложных проектов, осилить которые может только выделенная команда, которую берегут и обильно удобряют, лишь бы она ни о чем не переживала, кроме лучшего решения задачи.
На разных стадиях жизни вашей фирмы вам могут подходить разные модели расчёта вознаграждения. На начальном этапе, когда вас 20 человек или меньше, вполне может подойти FP, потому что проекты маленькие и команда маленькая и попасть в прогноз трудозатрат проще. Так у вас даже есть шанс сделать работу быстро и заработать сверхприбыль.
Часто такой же размер команды у фирм, которые выбрали своей стратегией быть «бутиком» и решать задачи, как спецназ. Им тоже подойдёт FP, но, как и положено бутику, продаж должно быть мало, а цены очень высокими.
Чем больше фирма, тем выше её постоянные расходы и тем сложнее собственнику контролировать все процессы. Людей становится больше, поэтому ошибок на всех этапах становится пропорционально больше. Проекты всё ещё творческие и сложные, а стандартизации, технологизации и автоматизации процессов не работают. Чтобы это компенсировать, нужны постоянные источники дохода, а это проекты с ретейнером, в которых команда выделена на длительный срок, а ежемесячный платёж известен и приходит исправно по расписанию.
Time & Materials может быть хорошим компромиссом между фиксированной стоимостью за проект и фиксированной стоимостью за месяц.
Бывают разные вариации этой модели — какие-то больше похожи на FP тем, что после расчета трудозатрат и ставок, заказчик всё равно старается вписать детальное описание продукта в договор или заказ. Это тот случай, когда финансисты и бюрократы стреляют в ногу себе же ради иллюзорной выгоды. Искусство переговоров вам в помощь.
Некоторые вариации ТМ приближаются к ретейнеру тем, что из месяца в месяц работает команда одного размера и тратит примерно одно и то же время. Так бывает, когда диджитал-команда заказчика смогла эффективно успокоить своих бюрократов, пройдя по всем их правилам, а ещё они планируют работать с вами долго.
Позже мы поговорим о том, как перейти от модели работы с проектами к работе с клиентами. А пока, пожалуйста, убедитесь, что к тому моменту, как фирма дорастёт до
Цифровой продукт высокого качества плюс широкий пиар позволяют получить ценность для бизнеса и знаковый успешный кейс для менеджера, который это сделал — все в выигрыше: бизнес лучше обслуживает своих клиентов и растёт, а менеджер получает признание и делает карьеру.
Конечно же, под качеством здесь имеется ввиду не только красота и работоспособность, но и соответствие потребностям пользователей и задачам бизнеса.
Лучшую работу делают лучшие люди в лучших условиях. Имеет смысл постараться это обеспечить ради результата. И если уж вы заморочились и нашли лучших, на ваш взгляд, специалистов, то дайте им лучшие условия, чтобы они могли думать о работе, а не о постороннем.
Убедитесь, что на ваш проект выделены действительно лучшие люди подрядчика, что они собраны в устойчивую команду и не будут меняться, что их ежемесячная стоимость посчитана и похожа на правду и забюджетируйте на год 12 месячных стоимостей. А потом убедитесь, что платежи идут ежемесячно. Уговорите на это держателя бюджета, если он не в вашем распоряжении, дойдите до CEO или акционеров с аргументами. Результат вам и им понравится.
Почему без этого нельзя сделать качественную работу?
Теоретически можно, но но на практике всплывают проблемы мотивации и концентрации. Если у исполнителей голова занята тем, чтобы отработать задание и дальше выковыривать деньги на зарплаты, то о продукте думать некогда. Да и нет мотивации беспокоиться о продукте, если твои базовые потребности не закрыты и ты чувствуешь, что заказчику на это плевать.
А когда финансовые условия комфортны, команда подобрана компетентная и замотивированная, то вам остаётся только держать общую рамку бизнес-задачи и ставить вашей дрим тим цели, чтобы она не потеряла фокус. И тогда всё получится.
Можете использовать этот текст как цитату или скрипт при разговоре с менеджером своего заказчика о том, как бы вы хотели получать вознаграждение.
Проведите конкурс среди участников CMS Magazine
Узнайте цены и сроки уже завтра. Это бесплатно и займет ≈5 минут.