Продолжаем публиковать учебник Макса Десятых. Самым нетерпеливым предлагаем подписаться на фейсбук-страницу или телеграм-канал автора, чтобы читать новые главы в числе первых.
Маркетинг — слишком общее слово, чтобы мы все могли одинаково его понимать. В широком смысле стоит считать маркетингом вообще всю деятельность фирмы по отношению к рынку. В таком случае маркетингом в коммерческой фирме занимаются все без исключения, а не отдел маркетинга. И отвечает за это (accountable) генеральный директор, а не директор по маркетингу.
Но сейчас давайте сузим термин до той части, что традиционно посвящена привлечению заказов, и той зоны ответственности (responsibility), что делегируется отделу маркетинга.
Мы с Питером Друкером, например, считаем, что цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными.
Как это выглядит, когда усилия по сбыту не нужны: клиент сам захотел, сам пришёл и сам купил, а отдел продаж палец о палец не ударил — если это так, то цель маркетинга достигнута на 100%. Для этого всей фирме нужно потрудится.
Клиенту фирмы по разработке на заказ до момента покупки нужно пройти через такие стадии отношения к услугам фирмы:
Не знает // «Рэдмэдробот? Не слышал»
Знает // «Рэдмэдробот знаю, делают мобильные приложения»
Имеет мнение // «Рэдмэдробот круче всех в разработке мобильных приложений»
Хочет // «Надо пригласить Рэдмэдробот в наш тендер на разработку мобильного приложения»
Выбирает // «Если уж и делать мобильное приложение, то только с роботами»
Покупает // «Коллеги, рады сообщить, что Рэдмэдробот был выбран в качестве исполнителя на разработку мобильного приложения»
И я бы дальше рассказывал о том, как переводить клиента со стадии на стадию. А еще рассказал бы про исследование и анализ рынка, и высчитывание разных долей этого рынка, и конкурентной среды, и SWAT-анализ и формулирование своего УТП, и 4P, и прочий булщит... если бы это был учебник по маркетингу. Но дело в том, что реальные сценарии на этом рынке выглядят примерно вот так:
О, какое хорошее приложение. Кто делал? Рэд... мэд... Алексей, свяжись с этими ребятами — пусть сделают наше приложение.
Сила Фейсбука, скажи, кто лучше всех в мобильной разработке? — Redmadrobot! Рэдмэдробот! RedMadRobot! Роботы!
Когда я работал в прошлой компании, то мечтал работать над приложением с вами, но не было бюджета. А теперь я счастлив, что у меня есть такая возможность!
Я к вам приходила на собеседование 2 года назад, помните? Вы меня тогда на работу не взяли, но я буду рада с вами поработать, хоть и со стороны заказчика.
Спасибо, что согласились приехать, господа. Мне мои люди все уши прожужжали о вас. Говорят, что вы лучшие...
Чтобы такое происходило, нужно работать над репутацией.
Главная ошибка, которую в этот момент совершают маркетологи и их директора — они целятся в репутацию среди клиентов, предполагая что те должны сформировать в своей голове какое-то мнение о какой-то студии. Конечно, нет. Люди, принимающие решения в бизнесе, заняты своими насущными вопросами и у них всегда дефицит свободного внимания.
А у вас дефицит ресурсов на привлечение к себе внимания.
Поэтому целью маркетинга фирмы должна стать группа людей, которая готова обращать на вас внимание даже в ущерб себе — конкуренты. Они следят за вами, хотя стоило бы следить за собой.
Вот, например, как выглядела стратегия маркетинга Redmadrobot в 2012 году:
Цель: Dream Team & Top-of-Mind
Задачи: Презентация лучших кейсов для создания имиджа самых крутых чуваков в РФ — широкая известность и добрая слава среди профессионалов и клиентишек.
Реализация: Посты, деморилы, фотографии, видеоролики, презентации — все красиво — в местах скопления лучших дизайнеров и разработчиков, а также опиньон-лидеров.
Сейчас мне стыдно за слово «клиентишек», но тогда это сработало — с 2013 года компания не покидает
Если воспринимать конкурентов, как профессиональное сообщество, и направить на него свои коммуникации, то оно охотно реагирует. Дело в том, что конкуренция есть только в головах собственников фирм, а для работников это если не сегодняшние, то вчерашние или завтрашние коллеги. Мы целились в потенциальных работников, а оказались в головах у всех.
И только когда в головах большого количества профессионалов вас признают, вы косвенно получаете репутацию и у клиентов — вас находят, когда спрашивают рекомендаций или когда смотрят рейтинги. И такая косвенная репутация гораздо сильнее. Мы все склонны доверять мнению друзей и не верить рекламе.
Единственное, что нужно делать по отношению к своим клиентам — делать работу самоотверженно хорошо и быть приятными людьми.
Чтобы заработать репутацию в сообществе, тоже нужно делать работу хорошо, но важно и широко о ней рассказывать. А ещё не только о работе, но и о себе, своей команде, успехах, подходах, ценностях.
О том, как делать работу хорошо, — позже. Сейчас о том, как широко вещать:
Портфолио — основа всего
Рейтинги — работают максимально хорошо
Конкурсы — ключевая вещь
Конференции — выступления очень полезны, их организация ещё эффективней
Социальные сети — обязательно
Контекстная реклама — полная хрень
Реклама на проф. площадках — да
Реклама в соцсетях — работает
SEO — бессмысленная вещь
Блог и колонки — да, если делать хорошо
Дайджест — как частный случай блога
СМИ — стоит мелькать, но это больше инфоповод, чем канал
Всё это должно комбинироваться с хорошим брендингом и транслировать сообществу правильный образ.
Этого должно быть много, чтобы из всех утюгов звучало.
Саша Богданов из AGIMA называет формулу «Создавай новое и громко кричи». У меня в Redmadrobot была: «Широкая известность и добрая слава».
Проведите конкурс среди участников CMS Magazine
Узнайте цены и сроки уже завтра. Это бесплатно и займет ≈5 минут.