I. Главный вопрос. Как и на что ты фокусируешь свои усилия в течение рабочей недели?
Стараюсь больше заниматься планированием и развитием, хотя, конечно, приходится и «пожары тушить». В целом у нас с моим партнером примерно следующее разделение: я курирую финансовые и общеадминистративные вопросы, а он — продуктово-производственные. Однако, большинство важных вопросов мы все-таки решаем совместно.
Сколько времени это занимает и как часто ты это делаешь?
1. Оперативное планирование.
Довольно важное для меня дело, на которое может уходить несколько часов в неделю. Я спрашиваю со своих проджект-менеджеров и продюсеров по отгрузкам и выручке, которые планируются, а планы еженедельно актуализируются и обсуждаются.
2. Стратегическое планирование.
Стараюсь уделять этому достаточно времени, но хотелось бы больше этим заниматься. Хотя сейчас, в период развивающегося кризиса, эффективность этой деятельности существенно снизится, т. к. внешние условия будут меняться быстро и не всегда прогнозируемо.
3. Подбор персонала.
Это на мне. Выделенного HR-специалиста у нас нет, опыт сотрудничества с кадровыми агентствами не очень удачный, поэтому отбираю управленческий персонал я сам (а собеседуем обычно вместе с партнером). Технических исполнителей обычно отбирают и собеседуют руководители направлений — в этом я практически не участвую. В целом на рекрутинг у меня может уходить по 10 часов в неделю, а иногда и больше.
4. Управление проектами клиентов (роль project manager).
Совсем не занимаюсь. Для этого у нас есть штат сильных продюсеров, которым помогают менеджеры.
5. Управление собственными проектами твоей компании (роль project owner).
В данный момент — нет.
6. Проверка хода проектов, выполняемых менеджерами среднего звена (в том числе — проверка дизайна, кода и прочего).
С менеджеров я спрашиваю только по результату — по отгрузкам и выручке. В производственные вопросы вмешиваюсь редко — только если что-то идет сильно не так — и, как правило, не на уровне конкретного проекта, а стараюсь выявить системную ошибку.
7. Решение технических проблем на проектах.
Не занимаюсь.
8. Контроль задач.
Не занимаюсь (если не считать задачей выполнение финансового плана, плана отгрузок и плана продаж).
9. Постановка задач.
Аналогично.
10. Тестирование.
Боже упаси :)
11. Чтение статей и новостей.
Не более получаса в день — считаю это видом прокрастинации (причем наиболее коварным, поскольку маскируется под полезное дело).
12. Чтение серьезных книг.
Последнее время стараюсь читать много бизнес-литературы (по 1–2 книги в неделю), но не в рабочее время. Впрочем, не все из них можно в результате назвать серьезными, к сожалению.
13. Написание статей и заметок.
Минимум. Возможно, стоило бы больше.
14. Семинары и конференции.
Мы концентрируемся не на внутрирыночных, а на клиентских конференциях. Но лично я участвую в этом по-минимуму.
15. PR своей компании.
Долгое время сохранял иллюзию, что для этого достаточно найти правильного пиарщика. Потом пришло понимание, что в нашем бизнесе это удел первых лиц — теперь стараюсь заниматься этим побольше, хотя бы 3–4 часа в неделю.
16. Продажи.
Продажи — это мое. Долгое время я занимался этим практически единолично. Сейчас курирую продажи, отслеживаю их в CRM, согласую все коммерческие предложения и сметы, езжу на ключевые встречи.
У нас нет выделенных специалистов по продажам — этим занимаются продюсеры. Это помогает повысить доверительность отношений с клиентом, снижает информационные потери и конфликт ожиданий и хорошо вписывается в мотивационную схему, по которой работают наши продюсеры.
17. Общение с клиентами.
Довольно много — больше на этапе продажи, но некоторых клиентов стараюсь курировать и дальше.
18. Работа с подрядчиками и партнерами.
Минимально, только если нужно разрулить какие-то системные проблемы или разногласия.
19. Планирование финансов.
Одна из моих главных функций, занимает несколько часов в неделю.
20. Управление инфраструктурой компании.
Смотря что тут имеется в виду, но вообще, подозреваю, что много.
21. Электронная почта.
Многое из выше и ниже перечисленного происходит по электронной почте. Измерению не поддается :)
22. Общение с сотрудниками на мотивирующие темы.
Не очень часто, но бывает и такое.
23. Обучение сотрудников.
Лично этим не занимаюсь, но вместе с партнером мы озабочены вопросом налаживания этого процесса.
24. Решение проблем сотрудников.
Если есть проблемы, то с ними обычно идут именно ко мне.
25. Серфинг соцсетей.
Вряд ли человечество когда-нибудь изобретет более эффективный способ убивать время на работе :) Я тут не исключению, к сожалению, но стараюсь себя сдерживать.
26. Спорт.
3–5 раз в неделю, по утрам. Раньше занимался в обед или вечером и был ярко выраженной «совой», но, вернувшись после полуторамесячного новогоднего отпуска из Азии, решил не сдвигать обратно свой режим и продолжать жить по азиатскому времени — теперь встаю в 7, ложусь в 12 — пока получается.
27. Хобби.
Каких-то специальных хобби, наверное, нет. Стараюсь больше времени проводить с семьей (дочке полтора года), занимаюсь спортом, по выходным встречаемся с друзьями — последнее время все чаще тоже с детьми. Путешествовать очень любим с женой — стараемся делать это почаще.
28. Тупняк.
Бывает, конечно, стараюсь, чтобы не более часа в день. Кино могу посмотреть, или сериал. Стараюсь смотреть на английском, но не всегда хватает терпения.
29. Авралы и непредвиденные задачи.
На «тушение пожаров», как мы это называем, уходит до обидного много времени (процентов 20–30). С этим, конечно, нужно бороться выстраиванием процессов, подбором и мотивированием правильной команды, планированием.
30. Командировки.
Очень редко, даже не могу сходу вспомнить, когда последний раз ездил. Иногда могу одним днем смотаться к клиенту в Питер.
31. Релакс (sex, drugs, rock-n-roll).
На выходных стараюсь не работать, а проводить время с семьей, вдвоем с женой или с друзьями. Считаю, что очень важно не превращать свою жизнь в беговую дорожку, а наслаждаться ей в полной мере.
II. Чему бы ты хотел уделять больше внимания?
Меня в целом устраивает баланс между работой и личной жизнью. Если говорить про работу, то хотелось бы больше времени уделять стратегическим вопросам и меньше — оперативным.
III. Пара дополнительных вопросов.
32. Сколько дней в неделю ты работаешь?
5.
33. С чего начинается твой рабочий день?
Почта, соцсети. Стараюсь перестроиться, чтобы не начинать утро с текучки, а потратить спокойные утренние часы на стратегические вопросы.
Плюс я недавно решил подтянуть бизнес-английский и по утрам иногда занимаюсь удаленно с преподавателем (по скайпу).
34. Во сколько ты приходишь на работу и уходишь домой?
Раньше работал примерно с 11:00 до 20:00, сейчас стараюсь приходить в 10:00 или раньше, а работать начинаю еще из дома, после завтрака и перед спортзалом — около 7:30.
35. Как построен твой рабочий день во время командировок (например, ты выступаешь на трехдневной конференции)?
Такого очень давно не было. Но вообще, мне кажется, тут у всех все примерно одинаково: отель — деловая часть — местные клиенты — неформальное общение за бокалом — отель.