I. Главный вопрос. Как и на что ты фокусируешь свои усилия в течение рабочей недели?
Сколько времени это занимает и как часто ты это делаешь?
1. Оперативное планирование.
У меня есть много файликов, напоминалок, общих дневников, где фиксируется мое участие в каких-то встречах. Стараюсь все это не забыть, объять. В целом работа идет по принципу: пришел в офис, сначала позанимался оперативным управлением, затем — встречи с сотрудниками, а потом уже стратегическое планирование или что-то интересное.
2. Стратегическое планирование.
Заниматься стратегическим планированием в офисе у меня не получается. Как правило, планирование происходит многократными итерациями, от общего к частному. Каким образом это происходит — например, пообщавшись с коллегами, конкурентами, послушав доклады, промониторив социальные сети, помолчав и поразмыслив о каких-то трендах и тенденциях, думаю, чего бы мне хотелось (в несколько итераций). По прошествии времени, часть идей отсеиваются, другие — перерастают в четкую стратегию, стремление. И я стараюсь потом продать/презентовать эти стратегии или идеи руководителям, а затем совместно с ними все это внедрять.
3. Подбор персонала.
Со всеми руководителями я стараюсь встречаться лично. На самом деле, тут можно часами говорить. Вкратце скажу так: я сейчас совершенно не верю ни резюме, ни каким-то рекомендациям. Мне важно увидеть человека в реальной работе внутри нашей компании, поэтому я открыт практически для всех. Если кто-то хочет прийти поработать у нас, я почти каждому могу сказать: «Да, пожалуйста!» Не всем готов сразу давать много денег, четкие действия и четкие планы работы — тут, пожалуй, есть некий индивидуальный подход. Либо есть вторая часть — когда я четко знаю кого из сотрудников я хочу и почему, и я стараюсь все сделать, чтобы этот сотрудник у нас появился.
4. Управление проектами клиентов (роль project manager).
Как ни странно, когда мы начали систематизировать тут все, выяснилось, что я во многих проектах аккаунт, во многих — project manager, в некоторых я еще и аккаунт-директор, в некоторых я и project owner. На самом деле мне коллеги помогали все систематизировать :) Когда я увидел таблички по проектам, где и кем я являюсь, то, я, конечно, сам себе поражался. Во-первых, с одной стороны, тяжело быть и project owner’ом и project manager’ом. А с другой стороны, я поражался, что по другим проектам от меня также много что зависит, т. е. я являюсь аккаунт-директором. И я удивлялся, как я вообще все успеваю :)
5. Управление собственными проектами твоей компании (роль project owner).
Мне это интересно, стараюсь управлять. На самом деле очень не люблю административную работу, стараюсь уходить от нее в сторону project owner’а.
6. Проверка хода проектов, выполняемых менеджерами среднего звена (в том числе — проверка дизайна, кода и прочего).
Код я не проверяю. В этом я доверяю тимлидам и их мнению. Могу сказать так, некоторые люди удивляются, насколько я вездесущ. Я подписан на всякие групповые рассылки различных отделов, общаюсь во всех instant messenger’ах наших подразделений. Предпочитаю самостоятельно узнавать все у сотрудника, даже если он находится далеко от меня по структурной схеме компании. Т. е. у меня получается горизонтальное управление. Хотя, если я что-то и узнаю от сотрудников, не делаю поспешных выводов, а если и делаю, то действую, как правило, непосредственно через руководителя. Но общаюсь я на всех уровнях по-разному, стараюсь подстроиться под каждого сотрудника: если сотрудник аутичен, то буду с ним переписываться; если он любит поговорить — буду с ним разговаривать; если он курит — буду ходить с ним в курилку (но курить не буду); если он любит поболтать когда выпьет — могу с ним и выпить. Проверяю, спрашиваю когда/что будет. Порой люди начинают рассказывать, почему проект затянулся. В зависимости от настроения, могу осадить резко, сказав что мне это не интересно, потребовать точных сроков и ответа, что конкретно человек сделал, чтобы было готово вовремя. Иногда могу выслушать подробно, где-то подкорректировать и посоветовать как поступить.
7. Решение технических проблем на проектах.
8. Контроль задач.
9. Постановка задач.
Постановку задач очень хочу научиться делать через помощника. Чтобы вот сказал — а задача сама поставилась, со всеми контрольными точками и дедлайнами. В реальности только незначительные задачи удается делать через помощницу. Все остальное делаю сам, через различные системы — задачники, корпортал и т. д.
10. Тестирование.
Очень люблю сам все тестировать. Мне кажется я идеальный «тупой пользователь», поэтому по возможности делаю все сам. В каких-то интересных проектах с удовольствием делаю всякие зарисовки с joxi, с интерфейсами, объясняю почему и что мне не нравится.
11. Чтение статей и новостей.
Художественную литературу практически не читаю, могу смотреть сериалы. Читаю новости MediaMetrics, различные профильные группы, сайты и т. д. Читаю в основном в командировке или в офисе по вечерам.
12. Чтение серьезных книг.
Из серьезного в последнее время читал только книги по маркетингу.
13. Написание статей и заметок.
Заметки писать могу где угодно. Из метро люблю — там получается «кривой» интернет или оффлайн, пишешь спокойно, не отвлекаясь ни на что. Потом эти заметки на десктопе уже расписываешь.
Статьи. Обычно остаюсь дома, чтобы меня никто не отвлекал. Понимаю, что надо написать — беру и пишу. Или в командировке планирую время так, чтобы у меня был свободен день или два (или хотя бы полдня), откладываю их на стратегию или написание каких-то материалов.
14. Семинары и конференции.
Семинары и конференции люблю. Стараюсь максимально фиксировать или параллельно что-то делать, т. е. слушаю и параллельно что-то делаю. На мой взгляд, я научился обрабатывать два канала информации одновременно.
15. PR своей компании.
PR своей компании хочется, конечно, кому-то доверить, но ничего не получается. Сейчас есть очередная попытка, но в основном делаю все сам, либо с копирайтерами, либо с журналистами, но можно сказать больше занимаюсь этим сам.
16. Продажи.
С клиентами общаться люблю, обожаю! По возможности езжу на встречи. Правда в последнее время все меньше и меньше.
17. Общение с клиентами.
Считаю, что адекватный клиент, который отдает нам деньги и свое «детище», должен видеть, кому он их отдает, можно ли нам доверять, что у нас за команда, поэтому всех стараюсь приглашать к себе. Потому что это логично. Конечно, если это не «Газпром» :) Я считаю, что все остальные могут приехать и понять, кому они собираются доверить свои деньги, свой бизнес, свой сайт, свое предложение и т. д. Обязательно угощаю клиентов кофе, отслеживаю чтобы ими занимались и уделяли внимание, несмотря на «протокольность» — все это делает офис-менеджер, — тем не менее, стараюсь тоже уделить им свое внимание и время. Для меня это важно. Как говорится, театр начинается с вешалки. Общение с клиентами начинается с того момента как мы уделили им внимание и как мы будем заниматься ими дальше.
18. Работа с подрядчиками и партнерами.
Подрядчики. Первичные переговоры или поиск подрядчика осуществляю сам. Дальше лишь изредка курирую, если понимаю, что все не очень хорошо. Если все хорошо, то и хорошо :)
С партнерами примерно так же. Сам люблю оговаривать все условия, выявлять, что на самом деле нам будет интересно, потом отдаю кому-то на ведение.
19. Планирование финансов.
У меня есть партнер, который занимается всеми финансами. Я туда почти не лезу. Только спрашиваю, сколько денег можно взять, сколько потратить. Если сейчас нельзя столько потратить, спрашиваю, когда можно. Планирование финансов, пожалуй, единственное, что у меня получилось полностью делегировать. И я рад.
20. Управление инфраструктурой компании.
Проводим всякие совещания, планерки, есть куча электронного документооборота и т. д.
21. Электронная почта.
Мой любимый инструмент. У нас в компании вообще принято — если нет письма, то можно сказать, что все что говорили/обсуждали — не существует. Я очень рад, что мы это внедрили. Теперь у нас все зафиксировано.
22. Общение с сотрудниками на мотивирующие темы.
Больная тема. Понимаю, что надо. Умею хорошо делать это индивидуально, но понимаю, что наиболее оптимально проводить мотивирующее общение групповым образом. Групповых бесед еще толком не проводил, но думаю, что буду это делать.
23. Обучение сотрудников.
Тоже больная тема. Сам я этого не люблю делать. Понимаю, что много чем могу поделиться, но все как-то не доходят руки. Надо себя заставлять. У нас есть регламентирующие документы, программа адаптации, стараюсь людей отправлять куда-то учиться, беру их на обучение. Что-то показываю своим собственным примером.
24. Решение проблем сотрудников.
По возможности решаем. Можем и денег дать, и с ипотекой помочь, и со справкой от армии откосить и т. д. Не могу сказать, что здесь все очень системно. Зависит от продуктивности человека, которому требуется помощь. Чем она выше, тем большую помощь мы готовы оказать. Цинично, но практично.
25. Серфинг соцсетей.
Утром, как проснусь. Если есть «грустное» совещание, которое без меня не проходит, которое почему-то постоянно откладывается, на котором я «для мебели», по которому я знаю когда и что сказать — занимаюсь соцсетями.
26. Спорт.
Играю в футбол каждый четверг. Очень люблю этот вид спорта. Участвуем в соревнованиях. Два года подряд побеждаем в IT Премьер-лиге, отчего я рад, счастлив и доволен :)
Зимой катаюсь на сноуборде.
27. Хобби.
Игра в футбол и работа.
28. Тупняк.
Иногда очень полезно перезагрузиться. Наступает такой момент, когда от всего устал. Можно выпить чего-нибудь крепкого и попеть в караоке. С утра голоса нет, но голова полностью перезагружена.
29. Авралы и непредвиденные задачи.
Очень люблю авралы и непредвиденные задачи. Я считаю, что именно в такие моменты можно раскрыть способности людей, открыть какие-то дополнительные потенциальные возможности. Вовлекаю людей в это и сам стараюсь помочь, если такие ситуации возникают. Сам успокаиваю всех и выступаю в роли специалиста по решению проблем из «Криминального чтива» :)
30. Командировки.
31. Релакс (sex, drugs, rock-n-roll).
Бассейн, караоке, сноуборд.
Очень люблю путешествовать и переключаться с работы на отдых и обратно. Наиболее глобальные вопросы получается обдумать и решить в дали от дома или офиса. Очень люблю русскую баню, пропариться c вениками, понырять в холодную воду, попить чаю. Очень сильно люблю сходить компанией попаритсья в Сандуны. Сам люблю париться и люблю пропарить друзей и коллег, которые со мной ходят. Когда-то я коллекционировал магниты на холодильник, потом стал коллекционировать бейсболки. Самое наверное экзотическое из коллекционирования это посещение имено русской бани, в разных городах и странах. Сразу скажу, что самая лучшая русская баня за пределами РФ — это русская баня в Калифорнии, в Сан-Франциско.
II. Чему бы ты хотел уделять больше внимания?
Семье, стратегии, а также собственному развитию. Все-таки руководитель, это такая должность, на которой люди меньше развиваются, больше отупляются.
III. Пара дополнительных вопросов.
32. Сколько дней в неделю ты работаешь?
7 дней. Если не занят семьей, то работаю. У меня не возникает нежелание работать. Единственное, что касается административной деятельности — не очень люблю. А подумать над стратегией, посмотреть что нового, проанализировать конкурентов, лэндинги, траффик, посмотреть что с тем или иным клиентом, проанализировать, что можно предложить — это мне интересно круглосуточно.
Если бы мне не нужно было ребенка в садик водить, то я бы и по ночам работал :)
33. С чего начинается твой рабочий день?
Рабочий день начинается с просмотра почты и приветствия сотрудников.
34. Во сколько ты приходишь на работу и уходишь домой?
На работу прихожу по-разному. Бывает много встреч с утра. Иногда в 9:00, иногда в 12:00. Ухожу тоже в разное время — в 22:00-23:00, иногда — в 17:00-18:00.
35. Как построен твой рабочий день во время командировок (например, ты выступаешь на трехдневной конференции)?
Основная задача в командировке — выступить или провести встречи. Остальное время я работаю над стратегией или над какими-то умственными задачами, которые выполняю когда никто не отвлекает оперативкой и рутинными работами. Поэтому я очень люблю куда-то ездить.