I. Главный вопрос. Как и на что ты фокусируешь свои усилия в течение рабочей недели?
В начале недели всегда уделяю время финансам, просмотру отчетов менеджеров за прошедшую неделю, написанию собственного списка задач. Каких-то иных стандартных процедур нет.
С учетом широкого разнообразия моих зон ответственности, я не могу посвятить свой день решению одной конкретной задачи. За редким исключением, конечно. Поэтому каждый день дробится между разными задачами. Делаешь всего по чуть-чуть, иногда даже не доделывая до точки. Зато все задачи паралельно двигаются к завершению.
Сколько времени это занимает и как часто ты это делаешь?
1. Оперативное планирование.
Оперативным планированием по CreativePeople я уже практически не занимаюсь. У нас есть директор студии, и вся оперативная деятельность лежит на ее плечах. Периодически приходится помогать в решении конкретных кризисных ситуаций, но происходит это не часто.
У нас сейчас есть еще несколько бизнес-единиц. Это компании Piratecode, Western Jack и отделы графического дизайна и SMM. В рамках этих бизнес-единиц мне приходится больше времени тратить на оперативку. Однако, с учетом молодости этих направлений нашего бизнеса, здесь речь идет именно об оперативном управлении, нежели планировании.
2. Стратегическое планирование.
Стратегией у нас занимается совет директоров совместно с руководителями по каждому из направлений бизнеса. Пару раз в год мы намечаем или корректируем план на ближайшие 6–12 месяцев. По отдельным вопросам садимся чаще. В целом же совет мы собираем порядка 2–3 раз в месяц, и длится он от от 2 до 4 часов.
3. Подбор персонала.
:
В CreativePeople персонал набирает директор студии. Я и мои партнеры только финально согласовываем кандидата. По сути, сейчас я занимаюсь кадровой политикой только в Piratecode, так как являюсь руководителем этой бизнес-единицы. В Piratecode на работу с кадрами у меня уходит 80% времени. Вот только занимаюсь я этим бизнесом по полдня в неделю, и еще по целой неделе раз в квартал, когда езжу в командировки в Севастополь.
4. Управление проектами клиентов (роль project manager).
Слава богу, сейчас в качестве проджекта я могу выступать по собственной инициативе. Иногда я или мои партнеры выступаем в качестве кураторов по самым сложным проектам. При этом у нас на подхвате всегда есть кто-то из менеджеров. Больше одного такого проекта мы на себя никогда не берем.
Есть еще внутренние проекты. Так я занимаюсь проектом «Соцмерка». В данный момент мы находимся в активной фазе перезапуска, и каждый день на «Соцмерку» приходится тратить как минимум по часу времени.
5. Управление собственными проектами твоей компании (роль project owner).
Чуть выше ответил на этот вопрос. Могу разве что дополнить свой ответ тем, что сейчас ни один из собственных проектов не вышел на полную мощность, поэтому у них пока нет персональных менеджеров. Надеюсь, у нас все впереди.
6. Проверка хода проектов, выполняемых менеджерами среднего звена (в том числе — проверка дизайна, кода и прочего).
Проверкой качества проекта на разной стадии занимаются ключевые специалисты — арт-директор, технический директор. Также это входит в сферу ответственности директора студии. Я скорее из любопытства периодически расспрашиваю менеджеров по отдельным проектам, уточняю статус. Я также подписан почти на все проекты в бейскампе. Читать удается по диагонали, и если у меня возникают вопросы, я всегда могу их задать.
7. Решение технических проблем на проектах.
Сейчас это не входит в сферу моей ответственности. За советом, конечно, ко мне периодически обращаются, и я никому не отказываю.
8. Контроль задач.
9. Постановка задач.
10. Тестирование.
Все три вышеперечисленные задачи я решаю только в рамках проектов, которые я веду. Веду я их редко и немного, поэтому обычно больше 1–2 часов в день у меня на эти задачи не уходит. Да и занимаюсь я этим не каждый день.
Последнее время тема тестирования мне особенно интересна, поэтому я периодически изучаю успехи нашего тестировщика. Мы с ним сейчас занимаемся разработкой новой схемы тестирования, которая сначала будет внедрена в Piratecode, а затем, возможно, и в CreativePeople.
11. Чтение статей и новостей.
Последнее время на изучение новостей и статей у меня уходит как минимум час в день. Но, к сожалению, это не связано с работой, а с политической ситуацией в мире. Бизнес-материалам я уделяю в среднем 1–2 часа в неделю.
12. Чтение серьезных книг.
Если честно, то уже пару лет я не читаю бизнес-литературу. В нашей сфере она слишком быстро устаревает.
13. Написание статей и заметок.
Обычно 3–4 часа в месяц. Не так часто просят что-то написать, а сам я не особо люблю этим заниматься.
14. Семинары и конференции.
В этом году я несколько снизил свою активность. Обычно выступаю не чаще раза в 2 месяца. Не люблю читать одни и те же доклады, поэтому стараюсь каждый раз готовить что-то новое. Обычно на один доклад у меня уходит не менее 8-ми часов. Без доклада по конференциям я не хожу.
15. PR своей компании.
С августа PR стал одним из основных направлений моей работы. Так что как минимум час в день я трачу в этом направлении. В основном моя работа сейчас заключается в подготовке кейсов, сборе информации для рейтингов и т.п.
16. Продажи.
Продажами у нас занимается руководитель соответствующего направления. Я обычно езжу с ним на 1-2 встречи в неделю. Обычно 1-2 продажи я веду сам. В активной фазе на подготовку КП может уйти от 8 до 16 часов.
17. Общение с клиентами.
После продажи с клиентами приходится общаться разве что в кризисных ситуациях. Даже и не припомню, когда я в последнее время тратил на это время :)
18. Работа с подрядчиками и партнерами.
У нас есть несколько партнеров, с которыми мы периодически делаем совместные проекты. Я обычно с партнерами пью вино или пиво.
19. Планирование финансов.
На финансы я каждый день трачу до часа своего времени. Оперативным планированием занимаются руководители подразделений. Я просто проверяю.
Также сейчас мы ведем большой внутренний проект по автоматизации собственных финансов. Я стараюсь посвящать этому проекту все свободное время.
20. Управление инфраструктурой компании.
В этом направлении задачи появляются периодически. Думаю, что в месяц у меня уходит не больше 8–16 часов.
21. Электронная почта.
На разбор почты каждый день у меня уходит около часа.
22. Общение с сотрудниками на мотивирующие темы.
Каждый разговор должен быть мотивирующим. Время я не засекаю. Обычно вместо перекура (курить я бросил 2 года назад) хожу по офису и наблюдаю, кто чем занимается. Специальных мотивирующих мероприятий мы не проводим.
23. Обучение сотрудников.
Мы стараемся каждые пару недель проводить обучающие семинары в офисе. Выступают как сами сотрудники, так и приглашенные гости. Также у меня иногда бывают свои собственные стажеры. На них приходится тратить до часа в день, зато они могут разгружать меня по всевозможным мелким задачам. Например, когда я веду продажу, моя помощница собирает необходимую информацию, делает презентацию под диктовку. Больше одно человека в обучение я брать зарекся — не хватает времени.
24. Решение проблем сотрудников.
По большей части ребята у нас самостоятельные. Но иногда приходится помогать. В данном случае я говорю именно о бытовых проблемах. Например, когда к нам приезжает кто-то из региона, я могу помочь с переездом. Даже в «Икею» в рабочее время съездить можно. Главное, чтобы человек освоился и максимально быстро начал приносить компании прибыль.
25. Серфинг соцсетей.
Я уже давно ничего не серфю. Фейсбучный мессенджер открыт всегда наряду с рабочей почтой. С некоторыми коллегами так проще общаться. Утром и вечером проглядываю инстаграм. Сам периодически постчу фоточки. Много времени это не отнимает.
26. Спорт.
Утром стараюсь делать зарядку. Играю в футбол 2–3 раза в неделю. Летом катаюсь на вейке пару раз в месяц. Периодически бегаю или катаюсь на велосипеде. Раз в год обязательно езжу в отпуск на велосипеде и один раз в горы покататься на сноуборде.
Как только приезжаю в наш крымский офис, мы каждый вечер посвящаем каким-то активным мероприятиям. Как минимум, ходим на море.
27. Хобби.
Из хобби у меня только спорт.
28. Тупняк.
Обожаю часа 4 в выходные потупить в приставку. В течение рабочего дня тупняк тоже иногда накрывает, но не более чем на 15–30 минут.
29. Авралы и непредвиденные задачи.
Слава Богу, этого все меньше.
30. Командировки.
Как я уже говорил, вот уже второй год каждые три месяца я езжу на неделю в Севастополь. Вообще стараюсь каждый месяц куда-то выбираться хотя бы на пару дней — в отпуск, на конференцию, к клиенту в другой город или в севастопольский офис.
31. Релакс (sex, drugs, rock-n-roll).
По барам хожу стабильно раз в неделю, обычно с кем-то из сотрудников. У нас есть своя тусовочка. Кстати, к нам часто присоединяются наши «выпускники». Вечером перед сном можно посмотреть сериальчик, выпить винца.
II. Чему бы ты хотел уделять больше внимания?
Хотелось бы сузить спектр своих задач. Этим успешно занимаюсь последние 4 года. Наша задача — делать каждую бизнес-единицу независимой от ее учредителей. Как только CreativePeople стала требовать меньше моего времени, я смог заняться Piratecode. Еще годик, и открою еще что-нибудь.
Еще один плюс тотального делегирования полномочий (а только так можно сузить спектр своих задач) заключается в возможности работать из любого места и в любое время.
III. Пара дополнительных вопросов.
32. Сколько дней в неделю ты работаешь?
Пять. В выходные стараюсь не работать, но как минимум раз в месяц субботу приходится делать рабочей.
33. С чего начинается твой рабочий день?
Открываю почту, и понеслась. Иногда даже куртку снять не успеваешь.
34. Во сколько ты приходишь на работу и уходишь домой?
Прихожу по-разному. То в 10, то в 12. Раньше 9-ти никогда не ухожу. Чаще ухожу после 10. Так что работаю по 8–12 часов в день.
35. Как построен твой рабочий день во время командировок (например, ты выступаешь на трехдневной конференции)?
На трехдневную на три дня не поеду.
Лучше расскажу, как я езжу в горы. Мы встаем в 7 утра, в 9 уже на горе. В 5 я уже сажусь работать, в 9 мы идем в бар.
Кстати, в отпуске я почти каждый день посвещаю полчаса работе. Как минимум, чтобы почта не захламлялась.