В новой экономике тяжело живется экономическим гигантам. Рынок постепенно, но непрерывно с успехом захватывают узко специализированные проекты. Маркетологи называют такие проекты «нишевыми». Проекты которые производят специализированные продукты, специфические услуги, рассчитанные на узкую аудиторию. 66% экспертов socialmediaexaminer считают узкоспециализированные проекты жизнестойкими и перспективными в условиях жесткой конкуренции и перманентного кризиса: только благодаря узкой специализации они становятся «профи» в своей сфере и уверенно справляются с ролью сильного игрока в конкретной области.
«Coover Box» —удачный пример нишевой компании. Проект по созданию сувенирных упаковок из дизайнерских материалов. Множество специально разработанных форматов, ручная сборка, сотрудничество с известными брендами и индивидуальный подход – все это делает компанию интересным и конкурентоспособным проектом, который занял своё место на рынке. Кроме того, это исключительно украинский бренд, разрабатывается и развивается нашими отечественными специалистами из Киева и Днепропетровска.
В нише, в которую мы полезли, нет достойных аналогов, поэтому мы сейчас как раз в процессе построения идеальной и действительно нишевой бизнес-модели. Мы хотим научиться делать мелкие тиражи своих товаров под запросы конкретного клиента при этом и зарабатывая, и предоставляя хорошую цену
Артем Шишкин
основатель компании
Одно из главных преимуществ нишевых игроков —высокий уровень экспертизы. Часто нишевые компании гораздо более осознанны в плане бизнес-реалий, а поэтому более мобильны и легче приспосабливаются к постоянным переменам, которые диктует время высоких технологий. Кроме того, такие проекты практически всегда предусматривают индивидуальный подход к каждому конкретному клиенту.
Мелкие тиражи это всегда дорого, много ручной работы. Учитывается много особенностей каждого заказчика
Можно выделить такие преимущества узкоспециализированных проектов
Артем Шишкин долгое время работал маркетологом в корпоративном секторе, затем все бросил и решил открыть свое собственное дело, которое изначально приносило весьма скромный доход. Однако довольно скоро ситуация изменилась и дала стабильный рост, а коллектив расширился с 3-х до 30-ти человек.
Артем также отмечает, что сейчас на рынке Украины – крайне благоприятное время для развития стартапов, поскольку множество старых компаний попросту его покинули, уступив дорогу новым начинаниям – которые быстро приспосабливаются под современные тренды. Такой вызов стал и перед «Coover Box». Однако, изначально все было не так просто. На обработку одного заказа уходило около двух недель и примерно 30 писем, что в разы замедляло выполнение стандартного бизнес-процесса обработки и существенно влияло на общую эффективность компании. Для стартапов это недопустимо, ведь их основное конкурентное преимущество это скорость, гибкость, сервис. Качество клиентского сервиса для данной отрасли в первую очередь определяется скоростью размещения и исполнения заказа, а также гибкостью в этом процессе.
Артем Шишкин, основатель компании «Coover Box»
Однозначно самый критичный процесс должен быть максимально оптимизирован и автоматизирован. В результате проведения критического анализа затрат ресурсов, удалось определить самый ресурсоемкий участок — это процесс разработки дизайна и процедура его согласования.
Наиболее естественное и логичное решение – это дать заказчику возможность самому конструировать макеты упаковки, рассматривать различные варианты, сравнивать результат использования вариантов исходных материалов, влияние каждого компонента не результат. Для этого нужен максимально полнофункциональный инструмент — визуальный конструктор. Еще одно важное требование к инструменту – он должен быть прост в использовании.
По сути эти 2 года мы изучали поведение клиентов, типичные запросы, возможность "поворачивать" клиентов к стандартным решениям. Этим проектом мы замучали практически всех айтишников в Днепре и половину айтишников в Киеве. Прорабатывалось множество вариантов (и 3Д моделирование, и фотографирование каждой модели с дальнейшим наложением цветов), но хотелось простого и понятного решения, которое будет свободно работать на всех платформах и легко видоизменяться. Идея подачи пришла мне ночью, что сдвинуло процесс создания с мертвой точки.
Артем Шишкин
Основатель компании
Ключевой вопрос — как именно должен выглядеть конструктор и какой иметь функционал. Решение этой задачи «Coover Box» поручили специалистам "AniArt" – компания сильна в высоко технологичных решениях для WEB, кстати это является их главной компетенцией.
Основные заказчики CooverBox — частные лица, представители мелкого, среднего и крупного бизнеса, владельцы творческих студий и hand-made мастера.
Для такой аудитории многофункциональные, сложные визуальные решения использовать невозможно, но в то же время заказчик должен иметь возможность максимально комфортно оформить заказ, задействовать все необходимые опции: индивидуальная разработка всех элементов, ручная сборка, проработка мелочей – от ленточки до наполнителя. Также необходимо учитывать, что заказчики не обладают большим количеством времени, необходимым для изучения интерфейса, длительного уточнения деталей его использования.
Специалистам "AniArt" пришлось искать баланс между сложной функциональностью и доступностью в использовании, анализировать и предлагать оптимальное решение. Но главной целью проекта являлось решение накопившихся управленческих и бизнес вопросов.
Почему решались эти проблемы и автоматизировались именно эти бизнес-процессы?
Основная задача автоматизации - решение управленческих и учетных задач.
Занятость менеджеров
Изначально менеджеры тратили огромное количество времени на обработку заказа, а это, в свою очередь, делало создание индивидуальной упаковки крайне долгим и не конкурентоспособным. Онлайн-конструктор, технологически реализованный «AniArt» на базе WEB, позволяет решать проблему оптимально: сайт предоставляет возможность самостоятельно сформировать индивидуальный дизайн или выбрать из типовых решений, просчитать стоимость заказа, подобрать материалы и оформить заявку простыми всем понятными действиями. Если говорить о просчете заказа, то на сайте появилась возможность оперативно просмотреть ценовую разницу в зависимости от размера и тиража, принять решение. Раньше на такие действия уходило десятки часов времени менеджеров. Стоит упомянуть, что заказ теперь можно оформить 24/7. Все это сразу же поставило «CooverBox» на совершенно иной уровень взаимодействия с клиентами и позволило больше времени тратить на непосредственное создание упаковок, что показало достаточно не плохой финансовый результат.
Отсутствие наглядности. Расширяемость и настраиваемость сервиса визуальных заказов.
При работе «по старинке» когда использовался телефон для решения всех вопросов, общение с клиентами затруднялось тем, что не было возможности оперативно визуально продемонстрировать как будет выглядеть тот или иной концепт дизайна. После внедрения нового сервиса визуального заказа, ситуация коренным образом изменилась — креативный конструктор выполняет визуализацию будущего изделия, шаблонный или индивидуальный дизайн упаковки, подбор материалов, будь то бумага, наполнитель, ленты или хлястики. Кроме того, любая компания может использовать в дизайне упаковки собственную символику и иллюстрации, для этого предусмотрена возможность использования изображений заказчика — достаточно загрузить графику в конструктор. (примечание: поддерживаются как распространенные, так и специальные графические форматы (например ai, .eps, .svg).
В сервисах такого класса, критически важна техническая поддержка в случае возникновения малейших затруднений. Сложный в использовании интерфейс может вызвать затруднение у пользователя, и ему понадобится либо детальная инструкция либо консультант. Но консультант, это выделенные менеджер, рабочее время, трудозатраты.
Поэтому, чтобы обеспечить максимально понятную среду для использования и снять нагрузку с техподдержки, все этапы процесса конструирования снабжены детальными инструкциями — о том, как подготовить файл, как использовать дизайнерские расширения, как выполнять типовые действия — масштабирование, смещение, деформация, развороты, выбрать вариант печати и т.д.
В качестве дополнительной подсказки на сайте размещено множество примеров уже выполненных заказов, они визуально помогают и усиливают визуальную составляющую. В итоге, заказчику легко создать индивидуальный дизайн благодаря качественному, понятному интерфейсу. Это привлекает клиентов. Клиенты видят, что создатели проекта глубоко проработали истории использования, они понимают их потребности и предлагают простые понятные решения. А это очень важно для клиентов.
Сервис визуального формирования дизайна спроектирован расширяемым. Если в компании появляются новые изделия или возможности по новым дизайнерским оформлениям, это достаточно просто добавить в существующий функционал. Менеджеры могут изменять и добавлять новые размерные сетки, материалы, текстуры. Все что добавляется и разрабатывается тут же визуализируется и это можно наблюдать в шикарном «show-room». Разработанный проект содержит огромный потенциал для дальнейшего расширения и масштабирования.
Отсутствие доверия и простоты в работе с клиентом.
Так как многие клиенты имели весьма примерное представление о том, как формируется стоимость заказа и по каким принципам конструируется упаковка, было принято решение прояснить эти моменты. Так, на сайте было создано FAQ, где можно получить ответы на часто задаваемые вопросы, а все желающие могут воспользоваться видеоуроками.
Клиент наглядно видит, от чего зависит стоимость изделия, и может самостоятельно принять решение, исходя из своих финансовых возможностей. Кроме того, после оформления заказа и внесения правок с менеджером, заказчик информируется об изменениях через средства коммуникации, выбранные им: в личном кабинете e-mail, мессенджеры. Все это помогает создавать доверительные отношения с клиентами, которые являются важным условием для любого успешного бизнеса
Информирование заказчика и его удовлетворенность
Достаточно обеспечить оптимальность нескольких ключевых процессов, чтобы на порядок повысить качество обслуживания и удовлетворенность клиентов: информирование, производство и стадии заказа, финансы, доставка. Перед руководством «CooverBox» встал вопрос о оптимизации перечисленных процессов. «AniArt» решили эту задачи: позволив клиенту самому выбирать удобный способ оплаты, в том числе максимально быстро совершить ее при помощи карты. А после выбора способа оплаты заказ передается в CRM систему, где накапливается вся история взаимодействия с клиентом. (прим. В качестве CRM используется Битрикс24). После попадания информации в CRM в дело вступают специально разработанные бизнес-процессы отработки заказов. Такие решения современны, отвечают требованиям компании по обеспечению качества клиентского сервиса и упрощают решение любых вопросов как для компании, так и для клиентов.
Оптимизация и автоматизация в работе менеджеров
Большая работа была проведена в области интеграции проекта с внутренней учетной системой компании, а также с CRM. В компании в качестве CRM используется Битрикс24. В отрасли «WEB решения для e-commerce», достаточно хорошо известны интеграционные возможности «1С-Битрикс Управление Сайтом» и информационной системы Битрикс24. Во многом это определило выбор платформы для сайта. Однако в конкретном проекте стандартных возможностей обмена оказалось совсем не достаточно
Была проведена огромная работа по расширению протоколов обмена. Ситуация усложнялась тем, что использовалась облачная версия Б24, которая ограничена в доработках. Система Б24 активно развивается потому не все заявленные сервисы реализованы на 100%, однако платформа предоставляет REST API, используя этот инструмент инженерам Aniart удалось реализовать необходимые функциональные возможности обмена информацией. В целом доработки были проведены существенные.
Андрей Дорофеев
ведущий разработчик Aniart
Подробнее об этом мы расскажем в отдельных статьях «Особенности интеграции с Б24 в условиях расширенного обмена». Возникшие сложности при расширенном обмене и затраты времени на исследовательскую работу оказали влияние на бюджет проекта, бюджет увеличился.
Заказы, пришедшие с сайта в Битрикс24
Проект сделан был профессионально, хотя и со скандалами связанными со значительным увеличением сроков и планового бюджета. Но проект заработал и начал принимать первых клиентов, что является очень радостным событием. На производстве мы это отметили шоколадными фонтанами.
Артем Шишкин
основатель компании CooverBox
Увеличение бюджета проекта — крайне неприятный риск на любом проекте. Объективно, задача оказалась гораздо более трудоемкой. Но благодаря пониманию общих целей и конструктивному обсуждению, мы смогли сохранить нормальные партнерские отношения, кроме того приняли проект на дальнейшую поддержку и сопровождение.
В целом мы углубили свою компетенцию в решении интеграционных задач с Б24 в сложных проектах, в будущих проектах мы непременно будем это использовать. Это снизит будущие риски в оценке проектов и позволит более точно рассчитывать бюджет и календарь проекта.
Мая Сокольская
руководитель проектов Aniart
Ценность полученного результата мы почувствовали очень быстро
Работа менеджеров в едином информационном пространстве Сайт + CRM + учетная система + производство, значительно уменьшает трудовые затраты. Заказчик получает своевременное информирование о статусах заказа. Менеджеры используют единую систему, в которой собраны все данные, необходимые для оказания качественных услуг. Изменения, созданные «AniArt» вывели работу компании на абсолютно новый уровень и позволили «CooverBox» поправу считаться полноценным нишевым проектом, который является экспертом в своей области. Резюмируя вышесказанное, можно отметить такие основные плюсы совместной работы «AniArt» и «CooverBox»:
Совместная работа над улучшением функционала продолжается. Так, уже было принято решение автоматически включить стоимость доставки в стоимость заказа, сделав его условно бесплатным, что тоже упростит работу с клиентами. В будущем сайт продолжит модернизироваться, дабы отвечать растущим запросам современных клиентов и выстраивать с ними доверительные отношения – основу любого успешного бизнеса.
Полный текст кейса здесь
Проведите конкурс среди участников CMS Magazine
Узнайте цены и сроки уже завтра. Это бесплатно и займет ≈5 минут.