Не так давно на "Моём круге" я написал, что ищу работу (управление проектами). Поскольку опыт работы у меня хороший, мне сразу начали поступать предложения о работе. К моему большому сожалению сожалению, большинство из них приходится отвергать. Почему? Всё дело в Великой Военной Тайне.
Позвольте привести типичный диалог между мной и потенциальным работодателем:
– (Я:) Что это за проект?
– Революционный, такого ещё не было.
– А что там делают?
– Не можем сейчас рассказать.
– А кто за проектом стоит?
– Не можем сказать.
– А в какой стадии проект.
– Разрабатывается, точнее сказать не можем.
– А зарплата?
– Обсуждается индивидуально.
– Ну, хотя бы, какая "вилка"?
– Это мы вам скажем, когда вы дадите согласие работать на проект.
Я не утрирую, это немного сокращённый реальный диалог.
Как же так? По мнению тех, кто предлагает работу, потенциальный кандидат должен бросить свою текущую работу ради непонятно какого проекта с непонятной зарплатой и неизвестно какой компанией за проектом? Уважаемый читатель, вы бы пошли на такое? Уверен, что нет.
Создаётся впечатление, что каждый проект в России – это Великая Военная Тайна.
Уже много раз было сказано, что сама по себе идея не стоит ничего. В мире ежесекундно рождаются миллионы гениальных идей, но большинство ничего не стоит. Что-то может стоить только реализованная идея. Но чтобы реализовать идею, необходимо делиться информацией с теми, кто может помочь её реализовать. Не надо бояться, что идею украдут. У всех своих идей хватает, и ваши никому красть не нужно. Более того, украсть чужую идею и воплотить её – труд гораздо больший, чем наняться на работу под руководством автора идеи. Идея – это ещё не всё. Нужно видение проекта, им обладает автор, и его не украдёшь. Таким образом, нет смысла красть идеи, и нет смысла их скрывать от потенциального коллеги. Заметьте, я не предлагаю кричать об идее направо и налево, но не доверять идею своему потенциальному коллеге и при этом надеяться на успешную реализацию – это провальная тактика.
Ненужная секретность – типичная российская черта. Я давно работаю с европейскими клиентами, и там отношение совершенно другое. Все понимают, что главное – не идея, главное – люди, которые могут её реализовать. А потенциальным реализаторам надо давать информацию, чтобы они согласились воплощать идею.
Когда в 2000-м году я устраивался на работу в финскую Nokia, я наивно спросил над чем предстоит работать. И знаете, они мне рассказали. Это был иновационный проект. Они не стали ссылаться на коммерческую тайну, не стали давать какие-то смутные намёки и т.д. Я им был интересен, а они сделали так, что их проект заинтересовал меня. На вопрос о зарплате сразу ответили какова "вилка" и что я не могу расчитывать на увеличение зарплаты в будущем в той должности. Всё было чётко и понятно. Меня всё устраивало, и я там же дал согласие.
Пару лет назад ко мне обратилась фирма, работавшая по заказу Cisco Systems. Они хотели мне предложить участие в проекте. Сотрудничество у нас, в конце концов, не получилось, но перед отказом я от них получил полную спецификацию проекта на изучение. Они не боялись, что я – страшный китайский шпион. Они мне дали посмотреть, что надо будет делать. Проект был интересный, но я всё же отказался, так как у меня не было достаточного количества времени для этого проекта.
В России всё наоборот. Любой проект, любая идея – это Великая Военная Тайна. Недоверие к потенциальному коллеге с самого начала – в порядке вещей. И это пагубно для проектов, так как не способствует созданию "драйва" в проекте. Здравомыслящий, сильный и умный кандидат не пойдёт в проект, перспективы которого туманны. Он будет искать проект, где его силы и способности смогут быть применены наилучшим образом. А для этого нужна информация о прокте.
Вывод: если у вас есть проект, не бойтесь раскрывать больше информации о нём. Доверяя потенциальным коллегам, вы только выиграете. Новый проект – это всегда риск. Рискните ещё раз и доверьтесь потенциальным коллегам, и вы не проиграете.
Проведите конкурс среди участников CMS Magazine
Узнайте цены и сроки уже завтра. Это бесплатно и займет ≈5 минут.