«Мы выбираем веб-студию, и многие предлагают проектирование. Некоторые за дорого и долго, некоторые за дёшево и быстро. Нам нужен обычный корпоративный сайт, и мне кажется, что для него проектирование можно сделать на коленке за день-два. Реально, надо ли мне отдавать кучу денег за проектирование, и если да, то что я за это получу?»
Виталий, совсем не проектировать невозможно. Минимум нужно (ТЗ, прототипами или просто словами и жестами) объяснить дизайнеру, что рисовать, а программисту, что программировать, это и есть проектирование. А скорость и стоимость проектирования «на коленке» зависит от того, чья коленка. Если проектировщик опытный, работает лет 10, съел всех возможных собак, то да, он запросто спроектирует на коленке «обычный корпоративный сайт» за
Все зависит от вашего бизнеса и целей, которых вы хотите добиться при помощи сайта.
Если необходим действительно простой корпоративный сайт, то проектирование, по сути, должно свестись к грамотному структурированию и оформлению вашего контента. Т.е. прототип сайта в вашем случае — это не какой-то серьезный UX-продукт, а грамотное расположение контента. В крайнем случае, можно обойтись контент-таблицей и структурой.
При более серьезном подходе необходимо погрузиться в ваш бизнес, выявить цели разработки сайта, продумать основные пользовательские сценарии, собрать весь контент, разработать креативную концепцию для правильной подачи эмоционала, а уже потом думать, нужно ли проектирование.
Виталий, я начну с конца вопроса.
В результате проектирования Вы в самом сложном случае получаете следующие материалы:
Весь этот комплект документов стоит немало, но для простого, стандартного корпоративного сайта он и не нужен: для него понадобится лишь сокращенное грамотное ТЗ, учитывающее исходные задачи.
Таким образом, в Вашем случае кучу денег на проектирование отдавать точно не стоит, но часть проектирования провести все-таки нужно, это позволит избежать непонимания в общении с исполнителем и внутри своей команды и создать качественный сайт, выполняющий возложенные на него задачи.
При такой постановке вопроса, вам, однозначно, стоит выбрать наиболее дешёвое предложение помятуя о неонародной мудрости: «если не видно разницы, то зачем платить больше?» :)
Причём данный принцип справедлив не только для сайтов, но и для карандашей, столов, машин, пластиковых окон, бухла и всего остального.
Возможно, когда потребности бизнеса вырастут, появится некий релевантный опыт, для вас станет совершенно очевидным ответ на вопрос, почему за фактически один и тот же сайт можно отдать 4к фрилансеру и 4 ляма Лебедеву.
На настоящий же момент, дорогое решение вам не нужно, имхо, конечно же.
Прототипы полезны для разработки если:
— Заказчик имеет опыт разработки и понимает для чего нужен прототип
— Определены метрики эффективности проекта, понятна его ЦА
— Проведено предпроектное интервьюирование ЛПР Заказчика, получены данные веб-аналитики, определены точки продаж и подготовлен контент, т.е. команда имеет данные, на основании которых будет проектировать проект
— Разработчик умеет делать прототипы (опыт, квалификация)
— После всего команде все равно НЕ ПОНЯТНО, что делать, требуется проверка некоторых гипотез, либо есть серьезные расхождения в видении основных участников проекта.
Помните: прототипы не помогают согласовывать графическое и стилистическое решение. Но на них можно тестировать удобство интерфейса.
Вывод: если четко понятно, что надо делать, то отлично подойдут грубые скетчи от руки. Их можно обсудить и быстро доработать. Как правило, на небольших корп. сайтах стадия трудоемкого проектирования бесполезна и используется скорее как элемент поэтапной продажи.
Виталий, дешёвого и быстрого проектирования не бывает. Накидать прототип — это не проектирование. Это как назвать схему фасада здания его архитектурным проектом.
Обычных корпоративных сайтов тоже не бывает. У каждого свои особенности, о которых Вы не узнаете без проектирования.
Правильное проектирование — это постановка задачи, сбор информации, создание концепции, модели, эскизов, тестирование, планирование.
Что это даёт Вам:
...и ещё много чего. Но это не значит, что оно обязательно. Люди живут в типовых квартирах и ничего.
Проектирование даёт ответы на вопросы: Что именно нужно? / Для чего? / Какие задачи решаются? / Каким образом? / Какой ожидаемый результат?
Зная эти ответы, можно спроектировать сайт так, чтобы он выполнял возложенные на него задачи и обеспечивал необходимый результат. Создание сайта без проектирования — похоже на лотерею. Это продукт коллективных фантазий, а не инструмент для бизнеса.
Иначе, почему вы решили что вам нужен именно сайт? А не автомобиль Линкольн-кабриолет, мексиканское гитарное трио и полторы тысячи плюшевых мишек, например? При отсутствии чётких задач, корпоративный сайт полностью проигрывает вышеперечисленному!
Создавать такой сайт без прототипов можно. Но в процессе реализации проекта обязательно должна быть разработана информационная архитектура и необходимый контент для каждой страницы. Информационная архитектура демонстрирует, о чем будет рассказано на каждой из страниц, а контент представляет собой уже написанные тексты, подобранные фото и т.д. Тогда дизайнер сможет решить эту задачу. Но в этом случае дизайнер должен быть не просто «руками», а еще и «головой», которая думает о ваших клиентах и задачах сайта.
Если веб-студия настаивает на прототипах, то она, вероятно, хочет подстраховаться, чтобы избежать дорогостоящих изменений положения элементов на этапе реализованного дизайна (которые ещё и не лучшим образом сказываются на его качестве).
Для сложных проектов — интернет-магазинов и различных сервисов — прототипы действительно необходимы, так как невозможно при постановке задачи дизайнеру сразу учесть все мелкие детали взаимодействия человека с сайтом.
Виталий, здравствуйте.
Если ваш сайт — это инструмент для решения людьми ежедневных задач, сервис (продукт), то отношение вложения/прибыль на этапе проектирования 1 к 100, а на этапе исправления после запуска 10 к 1. Поэтому внимательное проектирование в этом случае просто выгодней.
Если ваш сайт — это имиджевая коммуникация, то дизайн имеет большее значение, чем внимательное проектирование. Поэтому лучше инвестировать в более компетентного дизайнера (агентство).
Судя по всему — ваш вариант № 2.
Следует разобраться, что именно понимают под проектированием различные студии. У некоторых проектирование ограничевается созданием мокапа сайта (условного, схематичного дизайна). У других оно может начинаться с исследования: рынка, потребителей, конкурентов, и включать множество этапов: ux-стратегию, контентную стратегию, иформационную архитектуру. Отсюда и разница в цене.
Если вы закажете качественное проектирование, вы получите:
— Анализ собственного бизнеса и рынка.
— Понимание, что именно и зачем нужно вашим клиентам.
— Понимание, что именно необходимо для достижения целей проекта.
В итоге, ваш сайт будет отвечать требованиям и ожиданиям ваших клиентов. Это ценится. Вспомните себя: сколько раз вы закрывали тот или иной сайт со словами «ничего не понятно»?
Отмечу, что даже если проектирование не выделено в отдельный этап сайт так или иначе проектируется. Кто-то же придумывает структуру, форму, стилистику. Если подойти к этому легкомысленно, то результат выйдет посредственный.
Проектирование — это формирование прототипа сайта (пока без дизайна): только структура и наполнение базовых страниц. Это, конечно, правильный подход при разработке сайтов, но это недешевая услуга — так как в ней должна участвовать группа людей, как со стороны клиента, так и со стороны студии-разработчика. Такая работа обычно не должна занимать более
Если нет задач по сайту, требующих прототипирования, то вполне вероятно, что нет бизнес-задач по сайту вообще.
То есть нет ответов на вопрос зачем применять какие-то изменения сайту.
В ответе на ваш вопрос, Виталий, эксперты более-менее единогласны. Каждой задаче — своё решение. Если вы планируете бороться в высококонкурентной тематике, а корпоративный сайт предлагает какие-то сервисы, то полноценное проектирование необходимо (сбор информации об аудитории, среде и конкурентах, описание персонажей и сценариев, разработка разнообразных заданий). Если сайт нужен для проверки рынка «боем» и вы понимаете, как вы будете его использовать, то можно и картинки на бумаге накидать. Но самое главное, что у вас должно быть для принятия решения о необходимости проектирования, это контент: тексты, картинки, видео, которые вы планируете размещать на будущем сайте.
А проект «Простые ответы» уходит на каникулы до 14 января. Оставайтесь на связи и присылайте свои вопросы экспертам!
Руководитель проектов и UX специалист в NewIdols
Основная причина, по которой многие студии предлагают проектирование обычного корпоративного сайта — чтобы сформировать единое понимание, как должен выглядеть и работать сайт. Это страховка для обеих сторон от непродуктивных затрат времени на правки и согласования. Делается такой прототип быстро и недорого. Абсолютной необходимостью не является и может быть заменен описанием или блок-схемой.
Действительно необходимо проектирование корпоративного сайта в нескольких случаях:
— если помимо информации о компании есть узкие места (сложный и/или нетрадиционный функционал), например, калькулятор расхода стройматериалов. Тогда это может быть долго и дорого. Хотя максимально эффективно с точки зрения времени будет сделать набросок структуры с описанием статичных страниц, а проектировать только сложные части.
— если заказчик предоставляет массив вводных данных, которые необходимо структурировать и оптимально подать. Срок будет зависеть от качества вводных данных, соответственно, стоимость тоже.