«Каждая веб-студия сталкивается с моментом, когда клиент не хочет или не может платить. Если это последняя услуга и больше отношений с клиентом не будет, то в данной ситуации легко, мы просто может обратиться в суд, но что если хочется сохранить с клиентом теплые отношения или клиент на продвижении и должен ежемесячно платить энную сумму. В такой ситуации пригрозить ему судом не выход, он оплатит этот месяц и уйдет к конкурентам.
Таких должников на начало февраля у нас набралось на 200 000 рублей. В текущей ситуации мы просто чаще напоминаем о задолженности, а когда терпеть нет возможности, то отключаем сайт и говорим клиенту, что нет денег продлить хостинг, пусть хотя бы хостинг оплатит.
А как вы поступаете с должниками?»
У нас был опыт жесткой политики к неплательщикам: не платите — отключили воду. И это работало, у нас почти не было дебиторки.
Следующий этап — «понимающая» жесткость. Она работала с зарекомендовавшими себя партнерами, но у кого произошел сбой по оплате. Работать бесплатно нельзя, поэтому мы останавливали работы и узнавали причины сбоя. Остановка воспринималась негативно, но в итоге находили консенсус.
Третья ступень — клиентский сервис. Когда ты ценишь клиента, то в случае неоплат приходится вспоминать о кнуте и прянике. Менеджер финансовый службы жестко разговаривает с клиентом и просит выполнять обязательства, иначе воду отключат. После включается финансовый директор и начинает мягко узнавать в чем же дело, договариваться о сроках оплат и клиент боится подвести своего «спасителя».
Так же есть стандартные: аванс, недопущение накопления долга, дружба с партнером (отношения в России важнее документов), либо занимать сильную позицию и вести себя гибко, не пользуясь этой силой.
Необходимо разобраться с причинами возникновения задолженности. Клиентов нужно любить, даже тех, кто не платит вовремя. У нас тоже бывают ситуации, когда «накапливается». Мы делаем так: делим должников на жертв и обманщиков (уклоняются от любых контактов, неверно сообщают свое местонахождение).
Сначала занимаемся обманщиками:
— никаких писем, уведомлений;
— отключаем сайт, приостанавливаем все работы;
— готовим и отправляем документы в суд.
Классифицируем оставшихся на злостных неплательщиков и недисциплинированных. Злостных неплательщиков предупреждаем, что через 3 дня отключим им сайт. И главное — отключаем! На такого клиента лучше не тратить время, оно не окупится.
Недисциплинированные заплатят. Вопрос времени. Наша задача — это время приблизить и сохранить клиента. С ними работаем так:
— доброжелательно и настойчиво требуем акты выполненных работ;
— предлагаем схему обязательств с датами и напоминаниями;
— включаем способы психологического воздействия в зависимости от психотипа клиента.
Вопрос видимо про то, как другие поступают с должниками, а не про то, что нужно в этом случае делать вам. Это я сам с собой говорю :)
Наше агентство устроено по принципу «мозги» (по классификации Дэвида Майстера). Есть еще «седина» и «процедура», но это скорее не к нам :)
Поэтому мы анализируем ситуацию так — является ли сотрудничество с таким клиентом активом для студии? Растут ли наши специалисты во время работы по этому проекту? Приобретаем ли мы новые навыки и компетенции? Возможны ли новые заказы от этого клиента?
Если активы есть, то можно и «подвинуться» немного. Отнестись с пониманием, подождать — у всех бывают проблемы. Если их нет, то лучше вежливо расстаться, а ещё лучше — не брать такие проекты на поддержку.
Проблема подобная возникала раньше часто, сейчас практически нет. С одной стороны мы перестали работать с клиентами, которые не готовы платить или повысили им цены. С другой, есть действенный метод — мы получаем следующую срочную задачу, лучше всего именно срочную, выполняем ее в короткие сроки и показываем на тестовом сервере. И очень четко даем понять, что до тех пор, пока не будут оплачены долги и новый функционал, все это вы сможете наблюдать только сами для себя, на тесте, но не на своем проекте. Работает достаточно эффективно.
Поступаем по-разному, нет типового решения. И нет принципиальной позиции вытащить деньги любой ценой, не важно что, кто и почему.
Если сумма мелкая и мы не собираемся продолжать отношения — ничего не делаем. Если сумма большая, а отношения явно не складываются и клиент нагло не платит — в суд. Если отношения складываются, но клиент не платит разумное время и объясняет, почему не платит, — ждём. Если хороший клиент не платит слишком долго, мы пытаемся понять причину, а потом решаем, ждать или нет. Если хороший клиент не платит слишком долго и платить не собирается, а сумма приличная — в суд. Толку от него всё равно в будущем как от козла молока.
Как вы поступите с другом, если он должен вам 20 тысяч и не отдает? Вы, по крайней мере, больше не будете давать ему в долг. Зачем работать с клиентом, если он вам не платит, а только тепло улыбается. А чего ему не улыбаться-то, может он думает про себя, как ему повезло с дураками? :)
«Когда терпеть нет возможности» — тоже очень расплывчатое понятие. Если постоянный клиент у нас оплачивает счета стабильно, но с задержкой не более 1 месяца, это приемлемо. Так мы знаем, что если он уйдет, то по крайней мере закроет последний месяц. Работаем мы по предоплате. Если задержка больше месяца, то теплые отношения теплыми отношениями, а предупреждение клиент получает, что если в течение 5 дней не покроет задолженность, то мы будем вынуждены останавливать работу.
А вообще, процент неплатящих клиентов прекрасный показатель, насколько клиенты ценят наши услуги.
Лучший способ решить проблему — предотвратить её.
У нас для абсолютно любых работ существует предоплата. До начала работ по проекту — предоплата, до запуска сайта (а этот момент времени критичен для 95% клиентов) — оплата остатка долга.
Нет предоплаты? Мы очень сожалеем, но нам нечем платить хостеру/SEO-бирже/программистам, поэтому услугу оказать не можем.
И да, для некоторых заказчиков прекращение услуг (например, отключение сайта) — единственная мотивация для совершения платежа, которая никак не мешает дальнейшему сотрудничеству.
Прежде всего, надо разобраться, почему клиент не платит. Причин несколько, а им соответствуют следующие действия:
1. Не хочет, ибо считает Вашу компанию лохом/обманщиком/разводильщиком, т.е. не уважает или хочет кинуть — надо отказываться от клиента, если есть силы — судиться;
2. Не хочет из-за разовой проблемы/ошибки, при этом вы считаете виноватым клиента, а он вас — самая частая и самая сложная причина, стоит оценить потери от единичной 3. неоплаты в сравнении с возможностью будущих денег;
3. Не может временно (фин. проблемы) — имеет смысл подождать;
4. Не может временно (есть проекты приоритетнее) — всерьез подумать о продолжении работы, если вы последний в очереди, это может привести к пункту 1, ибо клиент вас не уважает;
5. Не может вообще (банкрот) — надо прощаться, при этом даже судиться бесполезно.
Самое важное — кропотливая работа с клиентом. Процесс сбора долгов сложнее процесса продаж, поэтому рыночный процент за продажу примерно 10, а за сбор долгов примерно 50.
Я здесь вижу не совсем верный диагноз. Клиент не хочет/может платить и в тоже время в случае суда уйдет к конкурентам. Странно, ведь конкуренты — не благотворительные организации.
Значит:
1. Клиент не хочет платить именно за ваши услуги. Причины с т.з. клиента: низкое качество либо высокая стоимость. Варианты решения простые — откровенно поговорить, выяснить причину и попытаться ее устранить. Бонусом может послужить укрепление отношений с данным клиентом, если проблему удастся решить. Вариант — пожать руки.
Помните, чтобы влиять, надо сначала поддаться влиянию. Отношения с клиентом немного испорчены, и вам понадобиться ряд инвестиций для их улучшения.
Или
2. У клиента временные/постоянные финансовые трудности. Здесь вы оцениваете риски, вашу текущую ситуацию на производстве, будущие выгоды (SEO и т.д.) и принимаете решение. Все зависит от конкретной ситуации и вашей ее оценки.
Мой ответ на этот вопрос — 42.
Если серьезно, очень мало вводных. К этому вопросу больше вопросов, чем ответов.
А сколько он может принести, этот клиент?
И с чего они взяли, что он потом снова будет платежеспособен?
Зачем им вообще эти «теплые» отношения с ним?
С разными должниками я поступаю по-разному.
На кого-то можно просто махнуть рукой. Себе дороже деньги из них вытрясать.
Если есть надежда на оплату, но нет желания строить долгосрочные отношения — можно давить (напоминать, писать, звонить и т. д.).
Когда хорошо знаешь и клиента, и в чем проблема, то можно войти в его положение и работать с ним дальше. Конечно, если потенциальная выгода от сотрудничества перекрывает риски.
В этом случае надо выстраивать коммуникацию с клиентом таким образом, чтобы знать, чем он дышит.
Мне, правда, кажется, что автор вопроса просто пожаловаться на жизнь хотел: «Вот у меня есть дебиторка, и это грустно».
Сочувствую.
А вообще риск дебиторской задолженности надо закладывать в себестоимость работ.
У нас были похожие ситуации, и к решению проблемы мы шли долгое время.
Сейчас она еще до конца не решена, но поступаем мы так:
Есть несколько категорий клиентов, с которыми мы можем работать по постоплате:
— Госбюджетные организации после подписания договора и выделения на него средств. После этого оплата гарантировано поступит, возможно с
задержками, но поступит.
— Некоторые крупные федеральные или транснациональные компании, у которых в требованиях только постоплата. Но тоже после подписания договора.
Для всех остальных типов клиентов мы работаем по предоплате. В том числе по мелким, разовым работам или продлению домена и хостинга.
В случае, когда работы предполагают предоплату и постоплату, мы стремимся к тому, чтобы даже в случае конфликта наши потери были меньше, чем затраты «на выбивание средств».
К этому опыту мы пришли непросто, через финансовые потери от неоплативших клиентов. Поводом это сделать стала фраза одного из клиентов «Вы же не будете работать бесплатно, правильно?»
Работа с дебиторской задолженностью — настоящее искусство. Умение работать с ней показывает уровень мастерства менеджера. Общего ответа на все случаи жизни не существует, как показывают наши эксперты. Надеюсь, в ответах (обязательно прочитайте и шорт-лист тоже) вы найдёте несколько рекомендаций, подходящих именно для вашей ситуации и ваших клиентов.
Генеральный директор в Redsoft
Рекомендую изучить «метод тыквы»:
В итоге:
Отключать сайты можно только для должников хостинга.