В последние дни активно обсуждается тяжелая судьба небольших веб-студий в кризис. Что их ждет — новые возможности или неминуемая катастрофа? Моя версия довольно оптимистична. Я считаю студии довольно упругими организациями: их можно быстро сжать, можно расширить, но довольно сложно полностью «лопнуть».
Сразу уточню, что к крупным агентствам, включая Nimax, мои рассуждения не имеют никакого отношения. У каждой из таких компаний есть особенности, обеспечившие рост, а значит рассматривать их ситуации можно только отдельно.
Я вижу два пути развития событий для небольшой компании в кризисные годы, при условии, что ее владельцы хотят заниматься именно этим бизнесом и не планируют полностью менять направление работы (хотя самое время сделать это).
Первый вариант — это оптимизация и сброс всего лишнего. Основатели снижают личные риски влезть в огромные долги собственным сотрудникам, используют паузу на обдумывание и планирование, продолжают понемногу раскручивать маховик бренда и через несколько месяцев (лет) снова начинают развитие. Это энергосберегающий путь, силы еще потребуются, когда появятся возможности.
Второй вариант — это всеобщая мобилизация: специализация на определенных типах проектов и клиентов, усиление маркетинга, перестройка процессов, ненормированная работа для всех участников и т.д. Путь рискованный и энергозатратный, по сути компания начинает плыть против течения. Такой путь привычен студиям, но обычно бизнес ищет все же возможности и свободные пути, а не неприятности.
Оба варианта имеют свои преимущества. Подозреваю, что выбор будет сделан исходя из личностных качеств владельцев компаний — специалисты или менеджеры они по своей сути. Специалисты выберут первый путь, менеджеры второй. Очевидно, что пути можно комбинировать. Например, оптимизацию расходов и производства, а также усиление маркетинга придется делать в обоих случаях.
Поскольку мы обсуждаем жизнеспособность студий, далее пройдемся именно по оптимизации, оставив размышления о прыжках выше головы на усмотрение руководителей студий, тем более, что решения по оптимизации всегда общие, а идеи для контрнаступления должны быть хоть немного оригинальными. Про активные действия я напишу другой материал — но вряд ли в ближайшее время.
Многие компании из других сфер могут выбрать только путь мобилизации: обязательной частью их функционирования являются неснижаемые переменные — высокий уровень оборота для достижения оптовых цен, большие кредитные выплаты, производительность промышленного оборудования, серьезные расходы на аренду или собственную недвижимость, сложные производственные цепочки, из которых нельзя изымать специалистов. К сожалению, крупные агентства тоже относятся к таким компаниям. Любое резкое сокращение приведет к выпаданию из рейтингов, уходу крупных клиентов на сопровождении, развалу цепочек разработки сложных проектов и другим неприятностям.
Веб-студии используют технику снижения уровня сложности верстки Graceful Degradation. Можно ли таким образом органично и без потерь понизить уровень всего бизнеса небольшой студии?
Действительно, цепочка разработки обычного корпоративного сайта может быть сокращена практически до одного человека (веб-мастер). Студия из
Буду рад, если вы пришлете дополнения к этому списку.
В принципе, готовый план действий описан в Remote. Расходы на холостых оборотах у такой компании будут нулевые, доходы... возможно, выше чем раньше.
В критической ситуации компания может сократиться до круга своих основателей. Вы думаете что я сгущаю краски? По моим данным, многие компании уже проходят этот путь, а некоторые уже дошли до пункта 11. Это финальный пункт, потому что сайт и бренд, который приносил работу для целой студии, даже в критической ситуации обеспечит проектами несколько человек. С работой и доходом у них все будет в порядке.
В самой выигрышной ситуации оказываются собственники, которые еще не разучились работать руками или хотя бы вести проекты. Владельцы-менеджеры окажутся в затруднении, потому что административный персонал уместен только если есть чем управлять. У пяти человек не может быть директора — это не выгодно.
Ложка меда
Давайте закончим с негативом и поговорим о хорошем. Уменьшение численности студии неминуемо приведет к улучшению управляемости, а значит снижению потерь, улучшению отношений с клиентами, повышенной доходности. Не секрет, что руководители малых компаний, выполняющие продажи сами, часто выигрывают тендеры даже у профессиональных менеджеров продаж крупных агентств. Представьте удовлетворенность клиента, если этот же человек вернется на производство и будет вести проекты?
Есть версия, что студии вообще не должны расти.
Непрерывная трансляция кризиса в СМИ и социальных сетях (в прошлый раз все было тихо) подготовила сотрудников и самих руководителей к непопулярным мерам настолько, что оптимизации вряд ли вызовут внутренние проблемы в компаниях.
Еще я думаю, что серьезную поддержку малых и региональных студий обеспечит поток миграции клиентов от крупных агентств. Полагаю, что эта помощь уже в пути
Получается, что студии вряд ли будут паниковать, а их владельцы не станут вывешивать резюме на Hh.ru Мнение Анатолия Денисова окажется ближе к правде: «После атомного взрыва останутся тараканы и студии».
Проведите конкурс среди участников CMS Magazine
Узнайте цены и сроки уже завтра. Это бесплатно и займет ≈5 минут.