За последние несколько лет рынок бизнес-литературы наводнили сотни, даже тысячи книг, предназначенных для начинающих предпринимателей и стартаперов. Все, как один, содержат «священное знание», сулящее вам головокружительный успех и несметные богатства. Но какие из них на самом деле имеют практическую ценность и сумеют помочь в вашем нелёгком деле? Как найти драгоценную иглу в стоге лежалого сена?
Лучший способ отыскать «ту самую» книгу — спросить у экспертов, у тех, кто знает не понаслышке обо всех терниях, которые ждут каждого осмелившегося мечтать о собственном стартапе. Собрав отзывы успешных стартаперов, мы сумели составить список из 15 наиболее влиятельных и значимых книг, которые должен прочесть каждый стартапер.
1. Пэт Флинн: «Как протестировать вашу бизнес-идею, чтобы не потратить зря время и деньги».
Оригинальное название: «Will It Fly?: How to Test Your Next Business Idea so You Don’t Waste Your Time and Money».
«Взлетит ли? Первое, о чём вы беспокоитесь, запуская стартап, это жизнеспособность и ценность выдвинутой вами идеи. По мере роста вам также следует тестировать все новые идеи на пригодность, чему и посвящена книга Пэта Флинна».
Trisha Stone, основатель In The Mood
2. Бред Фелд и Джейсон Менделсон: «Привлечение инвестиций в стартап. Как договориться с инвестором об условиях финансирования».
Оригинальное название: «Venture Deals: Be Smarter Than Your Lawyer and Venture Capitalist».
«Эта книга предлагает уникальный взгляд на заключение сделок с точки зрения обоих участников процесса — предпринимателя и инвестора. Это первое издание, которое я рекомендую предпринимателям, планирующим свой первый в жизни фандрайзинг: оно помогает подойти к построению договорённостей со знанием и пониманием дела».
Elizabeth Galbut Perelman, Управляющий Партнёр в SoGal Ventures
3. Атул Гаванде: «Чеклист. Как избежать глупых ошибок, ведущих к фатальным последствиям».
Оригинальное название: «The Checklist Manifesto».
«Чек-лист» помог мне взглянуть на поэтапность обыденных процедур, которые мне приходилось совершать изо дня в день, и организовать их удобным и продуманным образом. Да и просто это потрясающе захватывающее чтиво!
Rachel Trobman, CEO/Соучредитель Ouchie
4. Даллас Клейтон: «Замечтательная книжка».
Оригинальное название: «An Awesome Book! A Little Book About Dreaming Big».
«Замечательная книжка» — важная вдохновляющая книга, а не традиционное пособие для стартапов. Она напоминает о том, как важно мечтать, мечтать о том, что может изменить привычный порядок вещей. Она напоминает о мечтах настолько масштабных и больших, что можно буквально услышать их рёв.
Trisha Stone, основатель In The Mood
5. Ким Скотт: «Радикальная откровенность».
Оригинальное название: «Radical Candor».
Она помогла мне осознать, как важно быть честной и предоставлять обратную связь своей команде, а также как делать это максимально эффективно. Благодаря ей я ощутила позитивное влияние предельно возможной откровенности в команде.
Nisha Garigarn, основатель Getcroissant.com
6. Дэнни Мейер: «Высокая кухня Дэнни Мейера: история головокружительного успеха выдающегося американского ресторатора».
Оригинальное название: «Setting the Table».
«Высокая кухня» оказала огромное влияние на меня и на мой предпринимательский путь. Книга сфокусирована на том опыте, который должны переживать пользователи/клиенты, и я верю, что именно он является краеугольным камнем для любого успешного бизнеса. Лучшие продукты обладают особыми неосязаемыми качествами, которые выходят за рамки утилитарности и обладают способностью очаровывать и волновать вас. С этим лучше всех справился Мейер, и думаю, его примеру должна последовать каждая компания, которая хочет победить в конкурентной борьбе.
Anne Hong Gottschall, CEO/Соучредитель Revelr
7. Бен Хоровиц: «Легко не будет».
Оригинальное название: «The Hard Thing About Hard Things».
«Легко не будет» — источник ясности и эмпатии, в которой нуждаются все предприниматели, совершая неизбежные оплошности на пути своего становления.
Virginia, основатель Sailo
8. Джейк Кнапп: «Спринт. Как разработать и протестировать новый продукт всего за пять дней».
Оригинальное название: «The Sprint Book».
«Я работал в Google на протяжении многих лет и стал повелителем спринта. Я управлял спринтами в Google, затем — в отделе продуктовой разработки Airbnb. Также я пользовался ими в процессе создания дизайна собственного приложения, посвящённого сексуальному образованию. Благодаря этой книге вместе с группой дизайнеров, разработчиков и проактивных юзеров мы успешно переосмыслили всю концепцию дизайна, даже не имея полноценно укомплектованной команды».
Hannah Hughes, основатель Romp
9. Александр Остервальдер и Ив Пинье: «Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора».
Оригинальное название: «Business Model Generation: a Handbook for Visionaries, Game Changers, and Challengers».
«Изначально я познакомился с этой книгой в колледже и спустя время вновь вернулся к ней уже во время работы над tabú. Она помогла мне привести голову в порядок и начать мыслить о различных аспектах работы компании стратегически».
Mia Davis, основатель и CEO в tabú
10. Стив Бланк и Боб Дорф: «Стартап. Настольная книга основателя».
Оригинальное название: «The Startup Owner’s Manual».
«Настольная книга основателя» нравится мне обилием практических и тактических советов и изначально подчёркнутой основательностью.
Maria Yuan, основатель и CEO в IssueVoter
11. Эрик Райс: «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели».
Оригинальное название: «The Lean Startup».
«Эта книга прекрасно раскрывает опыт Эрика Райса, подчёркивая его ошибки и подсказывая, как их избежать. В ней речь идёт о важности понимания вашей целевой аудитории, создании минимально жизнеспособного продукта, фокусе на основных метриках и осознании того, когда нужно оперативно адаптироваться, не расходуя слишком много времени. Все советы Райса необычайно ценны и позволяют избежать типичных предпринимательских ошибок».
Lauren Foundos, основатель и CEO FORTË
12. Саймон Синек: «Начните с «Зачем».
Оригинальное название: «Start with Why».
«Эта книга стала отличным чтивом на тот момент, когда я начинала своё дело. Автор объясняет, что старт с вопроса «зачем?» и последующий возврат к нему обладают неоценимой значимостью в процессе построения успешного бизнеса, в основе которого — лояльность потребителей. Одним словом, потрясающая книга, к которой я до сих пор периодически возвращаюсь.
Kirsten La Greca, основатель ROSA GOLD
13. Стивен Прессфилд: «Война за креатив. Как преодолеть внутренние барьеры и начать творить».
Оригинальное название: «The War of Art».
«Война за креатив» Стивена Прессфилда дала мне понять, насколько сложный путь я начала, и показала, как бороться со внутренними сомнениями, преодолевая его. Нет лучшей книги для того, чтобы справиться с Синдромом Самозванца».
Kiki Schirr, соучредитель и CEO в WeKiki
14. Джим Коллинз «От хорошего к великому».
Оригинальное название: «Good to Great».
«Как генеральный директор я прошёл через многое из того, что Джим Коллинз описал в своей книге. Мне особенно понравилось, как он подчеркнул, что хорошие CEO сосредоточены на команде, а не на себе, и имеют долгосрочное видение будущего компании, которое простирается далеко за пределы их собственного срока службы на руководящем посту».
Yorick Ser, CEO в CampusGroups
15. Альберто Савойя «Pretotype It».
«Не книга, а манифест. На каждой из итераций очень важно получать действенную обратную связь со стороны рынка. «Pretotype It» предлагает ряд примеров и сценариев того, как получить исходные данные, необходимые перед тем, как вложить капитал в новую идею или в следующий этап разработки нового продукта».
Amanda Patterson, CEO в The Call List
Собирая литературу, посвященную стартапам, вы собираете истории и опыт сотен предпринимателей. Им, как никому другому, знакома ваша боль, а значит, именно в силах дать вам применимые на практике ценные советы, добытые ценой тысяч стремительных взлётов и неминуемых падений.
Статья взята с корпоративного блога компании Solar digital: http://solardigital.com.ua/blog/15-knig-kotorye-dolzhen-prochest-kazhdyy-startaper/