Как-то к нему забегает ПМ и говорит: «Вася, вот ТЗ на проект, оцени его». Вася прикинул и оценил его в полгода. Но менеджер не согласился на шесть месяцев, а потребовал четыре. Василию ничего не оставалось, кроме как согласиться. Спустя пару спринтов, заходит ПМ и говорит: «Вася, надо срочно сделать одну фичу». Вася предложил два варианта: сделать всё основательно и правильно, потратив месяц, или по-быстрому сварганить за неделю, наставив кучу костылей. Стоит ли говорить, что ПМом был выбран быстрый вариант. Вот в этот момент Вася и продал душу дьяволу взял свой технический долг.
Что же такое технический долг?
Знакомьтесь, Уорд Каннингем — изобретатель движка вики, экстремального программирования и еще кучи хороших вещей. Ну и автор термина «технический долг».
Впервые использовал метафору «технический долг» в 1992 году, чтобы объяснить финансистам, почему нужно внести изменения в архитектуру приложения.
Идея метафоры — код, над которым вы трудитесь, должен отображать ваше текущее понимание того, как должна работать ваша программа.
А технический долг — это ресурсы, необходимые для приведения кода в состояние, соответствующее текущему пониманию.
Как и финансовый долг, технический долг заставляет нас платить проценты, выраженные в форме дополнительных затрат, которые мы вынуждены будем понести в дальнейшем из-за того, что сейчас сделали выбор в пользу быстрой и грязной разработки.
Можно выбирать: платить проценты по долгу или выплатить его целиком, проведя рефакторинг и оптимизацию архитектуры. Однако выплата долга будет связана с единоразовыми большими затратами.
Разновидности технического долга
- Осознанный (умышленный) — программист отказывается от гибкости кода или от покрытия кода тестами, выигрывая время.
- Неосознанный — неопытность программиста в использовании конструкций языка программирования или применении фреймворков и платформ.
- Технологический — затягивание с обновлением версии платформы и фреймворков.
- Архитектурный — необходимость переработки архитектуры под новые требования.
Причины технического долга
- Давление бизнеса. Когда бизнес заставляет выкатить фичи раньше, чем они будут полностью доделаны. В этом случае в коде появляются заплатки и костыли, которые скрывают недоделанные части проекта.
- Отсутствие понимания последствий технического долга. Когда бизнес не понимает, что технический долг имеет «проценты» — в виде замедления темпа разработки, по мере накопления долга. Из-за этого слишком сложно выделить время команды на рефакторинг, так как руководство не видит в этом ценности.
- Отсутствие борьбы с жёсткой связанностью компонентов. Когда проект напоминает монолит, а не связь отдельных модулей. В этом случае любые изменения одной части проекта затрагивают другие. Командная разработка затруднена, так как сложно изолировать участки работы отдельных людей.
- Отсутствие тестов. Отсутствие немедленной обратной связи поощряет быстрые, но рискованные исправления (читай «костыли»), иногда прямо на продакшене. Эффекты от этого бывают катастрофические. Например: невинный хот-фикс рассылает тестовое письмо по всей базе клиентов или удаляет реальные данные клиентов в базе данных.
- Отсутствие документации. Замедляет введение новых людей в проект. Может полностью остановить разработку, если ключевые люди покидают проект.
- Отсутствие взаимодействия между членами команды. Когда база знаний не распространяется по организации, люди работают с устаревшим пониманием процессов и знаний о проекте. Положение усугубляется, когда младшие разработчики неправильно обучаются их наставниками.
- Долговременная одновременная разработка в нескольких ветках. Может вызвать накопление технического долга, который необходимо восполнить при слиянии изменений воедино. Чем больше изменений, которые сделаны изолировано, тем больше итоговый технический долг.
- Отложенный рефакторинг. Требования к проекту постоянно изменяются и в определённый момент может стать очевидным, что части кода устарели, стали громоздкими и должны быть переработаны под новые требования. С другой стороны, программисты проекта каждый день пишут новый код, работающий с устаревшими частями. Поэтому, чем дольше задерживается рефакторинг, тем больше зависимого кода придётся перебирать в будущем.
- Отсутствие контроля за соблюдением стандартов. Каждый участник проекта пишет код так, как считает правильным (читай «так, как он писал на прошлом проекте»). В итоге код проекта превращается в салат из стилей кодирования, затрудняя понимание всем членам команды.
- Отсутствие компетенции. Когда разработчик просто не умеет писать качественный код.
Когда же можно брать технический долг?
- Стратегическое видение проекта позволяет ценой долга получить оперативный отклик заказчика и сформировать требования. Например: стремление захватить рынок или создать прототип.
- Быстрая отгрузка системы важнее «чистого» кода («исправим позже»). Например: реакция на изменения законодательства.
- «Одноразовый» код не требующий выплат. Например: проекты принципиально не предполагающие поддержку.
Сравнительная характеристика принятия и отклонения технического долга
Принятие
|
Отклонение |
✓ Временное ускорение |
✗ Замедление разработки |
✗ Утрата гибкости и усложнение изменений |
✓ Упрощение будущих изменений |
✗ Неконтролируемый и грязный код низкого качества |
✓ Поддержание качественной кодовой базы |
✗ Чрезмерная специализация разработчиков |
✓ Небольшие затраты времени на изучение кода |
✗ Вероятно «Техническое банкротство» — неизбежная потребность в полном переписывании продукта |
✓ Отсутствие «Технической инфляции» — технологического отставания от индустрии |
Жизненный цикл технического долга
Размер технического долга — показатель качества ПО.
Стандарт ISO 9126 (iso 25010)
Как погашать технический долг?
На уровне релиза (долгосрочная перспектива):
- Закладывайте время на работу с техническим долгом.
- Анализируйте ваш технический долг.
- Устанавливайте рабочие соглашения в команде.
- Выделяйте время на образование.
На уровне итерации (среднесрочная перспектива):
- Поддерживайте высокий уровень покрытия тестами.
- Контролируйте накладные расходы, вызванные техническим долгом.
- Насколько вы удовлетворены от работы с вашим кодом?
- Учитывайте зависимости между разными составляющими технического долга.
- Проводите ретроспективы.
- Создавайте истории по работе с техническим долгом.
- Используйте непрерывную интеграцию.
На уровне истории пользователя (краткосрочная перспектива):
- Просматривайте чужой код.
- Практикуйте парное программирование.
- Придерживайтесь стандартов кода.
- Сделайте технический долг видимым.
Подведем итоги
- Технический долг может быть нашим союзником, если нужно выиграть время, однако стоит быть осторожным.
- Лучший вариант — избегать долгов, но вам это вряд ли удастся.
- Технический долг снижает продуктивность, поэтому старайтесь избавиться от него как можно быстрее.
- Анализируйте технический долг и выстраивайте работу с ним на разных уровнях.
- Объясните клиенту, почему важно выделять время на работу с техническим долгом.
- Не путайте технический долг с обычным беспорядком.
Статья взята с корпоративного блога компании Solar digital: https://solardigital.com.ua/blog/tekhnicheskiy-dolg-komu-i-chto-ya-dolzhen/