Иван Панасюк, коммерческий директор компании «Новый сайт» ответил на вопросы КВ о том, что же нужно выбрать бизнесу - адаптивный сайт или мобильное приложение.
- Мобильные приложения сейчас — один из трендов в современном мире. Повсюду истории взлета приложений, бизнес-кейсы и рост количества вакансий для разработчиков под мобильные платформы. А какой бизнес в Беларуси сейчас может быть заинтересован в собственном мобильном приложении? Может быть, оно необходимо не всем? Кому приложение может быть полезнее, чем сайт?
- Сегодня многие бизнес-менеджеры закономерно обращают внимание на рост мобильного трафика и видят в мобильных приложениях панацею от всех проблем. Но давайте оценивать целесообразность инвестиций в мобильные приложения именно с точки зрения того эффекта, который они позволяют достигнуть: увеличение доходов, снижение издержек, повышение лояльности клиентов. Актуальная мировая статистика говорит о том, что более 60% мобильных приложений сегодня не окупаются. Более того, рассматривая рынок стран СНГ, можно сделать предположение, что здесь данная цифра будет еще выше. Глядя на многочисленные истории успеха, многие забывают, что приложение - это всего лишь инструмент, за которым стоят сложнейшие отлаженные бизнес-процессы, обеспечить которые большинство отечественных компаний просто не в состоянии. В итоге смело можно сказать, что даже с интенсивным развитием мобильных технологий собственные приложения требуются далеко не всем видам бизнеса. Скорее даже так: можно по пальцам пересчитать отрасли, где приложение может оказаться эффективнее, чем мобильная версия сайта: например, такси, доставка еды или банки.
Вместе с этим, за исключением узкого сегмента b2b e-commerce проектов, которые предназначены для работы с десктопа, сами сайты компаний должны быть максимально адаптированы под мобильную аудиторию. Особенно учитывая новые правила ранжирования сайтов при использовании мобильного поиска Google, вступившие в силу весной этого года. Ведь сегодня ни для кого ни секрет, что доля посетителей сайта с мобильных устройств в РБ в зависимости от специфики бизнеса составляет от 20% до 40%.
Таким образом, сейчас бизнесу актуальнее инвестировать в адаптивную версию сайта, чем в мобильное приложение. Кстати, мобильные версии сайтов (так называемые PDA-версии, когда создается мини-дубликат сайта) — уже уходят в прошлое и становятся историей. Поэтому я предлагаю сравнивать именно адаптивный дизайн сайта с мобильными приложениями.
- В чем принципиальные отличия приложения от адаптивного версии сайта с точки зрения бизнеса?
- Можно выделить следующие ключевые особенности каждого из вариантов:
- Правда, ли что разработать приложение выгоднее, чем внедрить адаптивную версию для сайта?
- Используя готовые шаблоны, можно сделать как сайт, так и приложение за несколько сотен долларов и попытаться адаптировать их под собственный бизнес. Если речь идет о профессиональном, эффективном продукте для бизнеса - то порядок цифр, разумеется, другой, но стоимость разработки приложения и в этом случае будет сопоставима с разработкой сайта или внедрения адаптивной верстки. Объясняется это очень просто: с точки зрения разработки это практически аналогичные продукты. Для функционирования обоих инструментов необходимы: база данных для хранения контента, система для управления им, дизайн интерфейса публичной части, его программирование и тестирование. Очень часто при разработке приложения удается сэкономить на базе данных и системе администрирования, так как можно использовать готовую архитектуру имеющегося сайта, но хочу еще раз напомнить, что приложением только для одной мобильной операционной системы не удастся охватить всю клиентскую базу. В итоге, разработка нескольких приложений в большинстве случаев обойдется даже дороже сайта.
Но самое главное, о чем не стоит забыть: на этом инвестиции не заканчиваются и запуск приложения - это только первый шаг. Чтобы приложение устанавливали, необходимо его продвигать. В мобильных технологиях свои особенности продвижения, но принципы очень схожие с продвижением сайтов, и в годовом сопоставлении инвестиции в трафик зачастую превышают стоимость разработки. И здесь мы возвращаемся к самому первому вопросу: а будет ли приложение эффективным и окупаемым для отдельно взятого бизнеса?
- Какие технологии разработки востребованы сегодня?
- Один из распространенных, достаточно универсальных и бюджетных вариантов — использование HTML5 фреймворков, например Cordova. У данной технологии есть свои плюсы и минусы. Основным преимуществом можно назвать кроссплатформенность и единый код для всех платформ (одно приложение для Android, iOS, WinPhone) , т.е. разработка и сопровождение такого приложения будет стоить значительно дешевле. Однако в этом случае приложения нельзя назвать в полной мере нативными для каждой из платформ, так как отсутствует возможность полной интеграции с аппаратной и программной частью мобильного телефона или планшета. По сути это веб-страница, которая открывается с помощью браузера. Следовательно, не стоит ждать такой же скорости работы интерфейса, как у нативного приложения. Кроме того, универсальность может вызывать закономерные интерфейсные проблемы, так как у приложения на всех платформах будет одинаковый пользовательский интерфейс/дизайн (например, пользователи айфонов привыкли к одному поведению приложений, а владельцы телефонов на системе Андроид - к другому. Это несоответствие сможет вызывать неприятное впечатление от приложения). Хочу добавить, что разработка на HTML5 имеет самый низкий порог для входа с точки зрения программирования. Поэтому на маркетах такое количество HTML5 приложений плохого качества (баги, низкая производительность).
Другим, набирающим популярность, кроссплатформенным вариантом разработки является использование технологии .NET Xamarin или AS3 Adobe AIR. С помощью платформы вы создаете единое ядро приложения, а затем сверху интегрируете пользовательский интерфейс для разных мобильных платформ. Это дешевле и быстрее в случае, если необходима разработка приложения для нескольких платформ. Но такой метод вряд ли будет иметь преимущества, если необходимо приложение только для одной мобильной ОС. В отличие от HTML5-разработки производительность приложений на том же .NET Xamarin (который больше подходит для создания бизнес-приложений) не уступает уровню нативных.
Самая распространенная и самая дорогостоящая технология - разработка для каждой платформы своего нативного приложение с ноля, используя SDK каждой из платформ. Плюсы данного варианта очевидны: это максимальные возможности по интеграции с самим устройством и другими программами, установленными нем, и лучшая производительность. По сути единственные, но достаточно весомые недостатки - это стоимость на разработку и доработку для каждой из платформ и сложность в сопровождении и развитии (как это часто бывает, каждое приложение сопровождается своей командой разработчиков, которые специализируются на одной из платформ).
- А если бизнес все-таки разрабатывает свое приложение — что это обычно?
- Сегодня белорусскими IT-компаниями разрабатывается и выпускается достаточно большое количество мобильных приложений. В основном это мобильные игры и контентные приложения. Мобильных социальных сетей и бизнес-приложений (приложений для решения внутренних задач бизнеса) значительно меньше, так как их разработка, как правило, носит индивидуальный характер и требует значительных инвестиций.
- Будет ли дешевле и эффективнее разработать сначала какую-то пилотную версию приложения, а потом учесть опыт и наработки и запустить полноценное приложение?
- Во-первых, хотелось бы вернуться к уже озвученной структуре затрат на реализацию проекта собственного мобильного приложения. Инвестиции в продвижения зачастую превышают стоимость разработки, а инвестиции в продвижение сырого продукта с низким рейтингом и негативными отзывами на маркете будут еще выше. Глядя на ситуацию под таким углом, экономия на разработке выглядит весьма сомнительной
Во-вторых, вспоминается крылатая фраза про то, что первое впечатление нельзя произвести два раза. Если пользователи установят приложение, разочаруются в нем и удалят — уговорить их на повторную установку (даже с принципиально новым приложением) будет почти невозможно.
Кроме того, что нам даст опыт эксплуатации пилотной версии? Опыт эксплуатации пилотной версии, а не полноценного приложения, которое, возможно, будет разработано в будущем. В таком случае лучше сразу доверить разработку профессионалам, а не учиться на собственных ошибках. Тем более, что подопытными в данном случае станут ваши клиенты и покупатели, чью лояльность так тяжело заработать.