В 2013 году мы сделали первый сайт для фонда капитального ремонта Ленинградской области. Это тот самый фонд, который собирает деньги с собственников и тратит их в порядке аварийности. То есть сейчас вы можете оплачивать ремонт соседнего здания, а ваш дом дождётся очереди, скажем, в 2035 году.
Задача первой версии сайта была простая: соответствовать методическим рекомендациям Минстроя России. И с ней площадка отлично справлялась. Однако за два с половиной года работы у сайта появилась вполне живая аудитория — обычные граждане, которые не находили ответы на вопросы и звонили в колл-центр.
Новый сайт должен был лучше информировать посетителей и возможно, уменьшить количество звонков. И хотя этого не случилось, сайт мы всё-таки улучшили.
Когда программа только заработала, мы не знали, как люди будут пользоваться сайтом. И будут ли вообще. Автор этой статьи ни разу не был на сайте какой-либо коммунальной службы, хотя регулярно оплачивает приходящие счета.
Вместе с сайтом заработала горячая линия, и именно она помогла узнать, что на самом деле волнует пользователей. Оказалось, что 54% звонков касались проблем с квитанциями: случается, что они приходят не на то имя. И только 34% людей интересовались оплатой и суммой в квитанции.
После общения с представителями колл-центра мы выделили следующие проблемы:
В целом мы разделили проблемы на два типа: глобальные — что такое фонд и почему надо платить, и локальные — где искать нужную информацию. Всё это предстояло решить с помощью нового сайта.
Мы поняли, что недостаточно переписать текст на сайте и обновить дизайн. Нужно целиком изменить структуру, двигаясь от вопросов пользователей.
Проблема: прежняя версия сайта обращалась к чиновникам, а не к жителям домов. В первой итерации это казалось логичным, но благодаря колл-центру мы поняли, что звонят обычные люди с вопросами о квитанциях и оплате. Сайт нужен не для отчётности, а чтобы решать повседневные проблемы горожан.
Мы проверили, как с этим у других фондов. На сайтах большинства операторов вас встречают пространные новости и отчёты о работе. Это кажется важным для чиновников, но совершенно неинтересно жителям домов.
Например, в Санкт-Петербурге предлагают оценить качество ремонта:
В Московской области не решили, что именно предложить, потому предлагают всё:
А в Мурманской области делятся новостями и отчётами:
Мы уже знали, что волнует собственников, поэтому со второго раза смогли сделать полезную страницу.
Решение: расположить на главной странице поиск домов и блок с вопросами и ответами.
Мы сделали акцент на строке поиска. Эту форму использует треть пользователей сайта.
Первыми в меню идут информационные страницы, которые помогают оплатить квитанции и сэкономить: «Вопросы по квитанции» и «Льготникам». Как видно, лишнего в меню нет, пользуются всеми пунктами.
Проблема: в прежней версии искать ответ на конкретный вопрос было трудно — вопросы и ответы шли сплошной лентой, не было тематических разделов.
Решение: чтобы пользователь не терялся в тексте, мы сделали боковое меню. Просто сократить количество документов и ссылок в полезных разделах нельзя. Но с боковым меню можно легко выбрать то, что вам нужно.
Метрика показывает, что люди стали больше читать и реже уходят из информационных разделов:
В прототипе мы придумали изящное решение, чтобы избавиться от юридических терминов и никого не обмануть. Ответ был сформулирован простым языком, а в сноске рядом приводилась ссылка на оригинальный документ. Так пользователь мог бы сразу узнать главное, а за дополнительной информацией обратиться к первоисточнику. Решение красивое, но на сайт не попало.
Проблема: специалисты колл-центра тратят время, чтобы объяснить, как вообще работает фонд.
Решение: вместе с сотрудниками колл-центра составили список вопросов, на который надо ответить в первую очередь. Так появилось содержание основного меню: вопросы по квитанции, о фонде, для льготников. В прежней версии этих разделов не было, информация была разбросана по сайту.
Некоторые темы потребовали отдельного объяснения, поэтому им выделили новые разделы — страницы для юрлиц и муниципальных образований.
Список основных вопросов и ответов прислали сотрудники фонда, а мы помогли перевести их на простой язык. Так появился образовательный инструмент: раздел с вопросами и ответами для тех, кто только начинает знакомство с фондом.
Справа на залипающем меню пользователь видит весь список вопросов. Что, в свою очередь, стимулирует узнать больше, а не ограничиваться только своим вопросом.
Вопрос сформулирован так, как его задают по телефону. Текст начинается с прямого ответа, написан понятным языком без юридических формулировок.
Карта скроллинга показывает, что на новом сайте раздел с вопросами пользуется бо?льшей популярностью: пользователи читают текст и уделяют внимание всем областям страницы.
Проблема: недоверие к фонду (причём это штука почти идеологическая). Люди вообще редко доверяют государству и его институтам. Новым сайтом это не исправить. Поэтому мы пошли более приземлённым путем: задумались, что беспокоит людей на самом деле.
Их деньги.
Так мы нашли удобный и практичный инструмент, чтобы успокоить плательщиков.
Решение: чтобы снять опасения, мы интегрировали сайт с сервисом «Реформа ЖКХ». Теперь можно узнать, сколько собрано денег на ремонт конкретного дома, когда он начнётся, на что деньги уже потрачены.
Количество людей, которые узнали о капитальном ремонте своего дома благодаря новому сайту, увеличилось на 1902%. Считали так: в среднем 102 человека в месяц спрашивают у операторов колл-центра, включён ли их дом в программу, и когда начнётся ремонт. На новом сайте за месяц 2043 человека воспользовались формой поиска и узнали о капремонте без помощи колл-центра.
Мы не можем утверждать, что все собственники успокоились. Но факт в том, что теперь тысячи людей знают, куда именно тратятся их деньги.
Проблема: владельцы офисов и магазинов в жилых домах часто не знают, что тоже должны платить. А если и знают, то не понимают, как это сделать.
Решение: для юрлиц сделали отдельные раздел. Здесь мы написали, куда именно платить и что указывать.
Страницу с реквизитами за месяц посмотрели 2391 раз.
Проблема: колл-центр перегружен звонками.
Мы упростили интерфейс, переписали текст и переделали структуру, но это не могло заставить пользоваться сайтом человека, который пользуется телефоном.
Это называется смещённой выборкой.
Для создания гипотезы мы взяли людей, которые используют телефон, а для проверки гипотезы использовали людей, которые пользуются интернетом. Так, вопросы по льготам чаще задают пожилые люди. И позвонить им проще, чем зайти на сайт.
Новый сайт стал лучше по всем показателям. Люди вчитываются в текст, переходят по разделам, уменьшается показать отказов:
Однако звонить всё равно меньше не стали.
В процессе мы подтвердили несколько положений, о которых регулярно забывают при разработке:
После публикации на Коссе мы получили несколько интересных комментариев в Гильдии вольных проектировщиков. Хотим кратко ответить на них:
Звонить меньше не стали. Вы взяли метрики, которые не важны для бизнеса клиента. Это UX ради UX
Дело в неправильно расставленных акцентах. Могло показаться, что клиент пришел к нам с проблемой: «Вот, телефоны надрываются, помогите». На самом деле клиент был доволен и сайтом, и работой. Инициатива исходила от нас. Приоритет задач был такой:
На этом проекте было невозможно ставить цели, целиком завязанные на бизнесе клиента. Все-таки его работа — собирать деньги и делать ремонт, а сайт — это только один из способов получить информацию. Поэтому мы ориентировались на удобство пользователя, как наглядный критерий для изменения UX.
Карта кликов не говорит, что лишнего в меню нет. Пользователь мог закликать меню, пока искал нужный раздел.
Согласны. Это не 100%-й аргумент, и нужны другие метрики. Однако по опыту можно сказать, что если пользователи куда-то не кликают, значит, они этого не видят или не считают важным.
Карта доскролла выглядит неубедительно
К сожалению, Яндекс-Метрика хранит данные доскролла только 15 дней, поэтому сравнить текущее состояние с прошлогодним уже нельзя. На следующих проектах мы постараемся использовать другие инструменты, например, плагин, который возвращает в ГуглАналитикс процент доскролла (http://scrolldepth.parsnip.io/). В идеале нужно было бы выкатить старую версию сайта и провести А/В тестирование.
Оригинал статьи: Косса
Проведите конкурс среди участников CMS Magazine
Узнайте цены и сроки уже завтра. Это бесплатно и займет ≈5 минут.