Образовательная компания Нетология и интегратор digital-решений AGIMA провели исследование рынка дизайна и навыков специалистов. Исследование проводилось в несколько этапов:
Сбор статистических данных hh.ru о динамике опубликованных вакансий для дизайнеров, их оплате труда, формате взаимодействия, предпочитаемом опыте работы и зарплатных ожиданиях самих специалистов за период 2020 — 2021 г.
Опрос компаний-работодателей, специализирующихся на разработке и дизайне цифровых продуктов, и HR-специалистов рекрутинговой компании HAYS.
Опрос дизайнеров об их навыках и запросах на обучение, а также интервьюирование выпускников онлайн-курсов по дизайну.
Несмотря на нестабильную экономическую ситуацию в 2020 году, число опубликованных вакансий по направлению «Дизайн» в России выросло на 78%. При этом, в Москве, Санкт-Петербурге и в целом по регионам выросло количество предложений с возможностью удалённой работы — на 12, 7 и 9% соответственно.
Динамика медианных зарплат дизайнеров отличается в зависимости от региона. Если в Москве за последний год оплата труда дизайнеров просела на до 13%, то в Санкт-Петербурге отметился рост до 20%, а в регионах — до 50%. На колебания сильно повлияла пандемия — на её пик пришёлся спад предложений о работе, но при этом работодатели предлагали более высокую зарплату. При этом, самые высокие зарплатные ожидания дизайнеров были на уровне 80 000 рублей.
Самыми востребованными на рынке оказались дизайнеры с опытом работы от 1 года до 3 лет — на них приходится от 47 до 63% от общего числа опубликованных вакансий. На втором месте оказались специалисты с опытом от 3 до 6 лет — от 12 до 41%. Новичков работодатели ищут намного чаще, чем дизайнеров с многолетним опытом — от 7 до 31% и от 0 до 5% соответственно.
«Изобилие цифровых продуктов делает пользователей очень избирательными, и конкуренция среди брендов растёт. Это значит, что роль дизайнера сильно поменялась. Чтобы оставаться востребованным, он должен понимать, как решать конкретные бизнес-задачи. И если раньше мы опирались на субъективные мнения экспертов, то исследование показало текущую ситуацию на рынке и подтвердило высокий запрос специалистов на обучение», — говорит Андрей Малеваник, продюсер курсов по дизайну в Нетологии.
Лидерами спроса среди работодателей стали специалисты по графическому дизайну, дизайну интерьеров, веб-дизайну, дизайн-консультациям, дизайну и вёрстке и UX/UI-дизайну — именно на эти направления приходится наибольшее количество опубликованных вакансий в Москве, Санкт-Петербурге и регионах.
Работодатели в опросе подтвердили спрос на указанные специализации. Они отметили следующие востребованные направления в дизайне: продуктовый дизайн (UX/UI), motion-дизайн, геймдизайн, графический дизайн, веб-дизайн и дизайн мобильных приложений.
«Результаты опроса подтвердили гипотезу о том, что спрос на опытных специалистов растет. Причем как на тех, кто имеет навыки в нескольких смежных областях, так и на тех, кто глубоко специализируется в одном направлении дизайна. Приятно осознавать, что сами дизайнеры хорошо чувствуют новые запросы работодателей и стремятся развивать свои профессиональные и личные качества. Ведь инвестиции в знания — самые выгодные», — Константин Кислейко, руководитель отдела дизайна в AGIMA.
Среди самых важных навыков дизайнера работодатели отметили такие, как работа с UX-исследованиями и применение данных на практике, владение техническим дизайном, представление о вёрстке и работе фронтов, стремление к обучению и развитию в смежных областях.
При этом, на софт-скиллы работодатели обращают больше внимания на собеседованиях, чем на хард-скиллы. По их мнению, профессиональные навыки всегда можно подтянуть, тогда как отсутствие или низкое владение мягкими навыками (работа в команде, эмпатия, способность адекватно реагировать на критику и рефлексия) пагубно влияют на работу как самого специалиста, так и всей команды.
В опросе приняли участие 234 респондента — как начинающие, так и продвинутые дизайнеры из Москвы, крупных региональных городов и других стран. Из них 72% имеют высшее образование, но только 36% из них учились в вузах на профессию дизайнера. 64% освоили навыки самостоятельно или на дополнительных курсах.
Нехватку навыков за последний год чувствовали 83% респондентов, а 96% собираются получать новые навыки в течение 2021 года. Свои хард-скиллы 39% респондентов оценивают на «троечку», и только 10% дали своим навыкам самую высокую оценку. Они также отметили, что в наибольшей степени хотят развиваться в направлениях продуктового дизайна (65,8%), интерактивного дизайна (43,6%), коммуникаций и графического дизайна (39,7%), шрифтов и иллюстраций (32,9%), а также фото и видео (29,9%).
В своих софт-скиллах не сомневаются 23% респондентов. Но большинство из опрошенных оценили мягкие навыки по пятибалльной шкале на 3 и 4. Больше всего специалисты хотят развивать навыки по презентации проекта (59%), пониманию психологии пользователя (47,4%), сбалансированному совмещению работы и личной жизни (46,6%), публичным выступлениям (43,6%), решению креативных задач (42,7%), работе с данными (38,9%).
Респонденты также отметили смежные области, в которых они хотят развиваться в 2021 году: управление продуктом или проектом (56,8%), маркетинг (41,4%), аналитика данных (33,7%) и программирование (26,9%).
Подробное исследование можно посмотреть по ссылке.
Нетология — образовательная платформа, которая обучает востребованным профессиям. В линейке направлений имеются курсы по интернет-маркетингу, бизнесу и управлению, дизайну, программированию, аналитике, а также MBA, развитие soft skills и высшее образование. Программы закрывают полный цикл профессионального обучения: студенты приходят, чтобы найти новую профессию, изучить современные инструменты, повысить квалификацию, трансформировать себя как руководителя и обучить свою команду. За 10 лет существования платформы Нетология выпустила более 40 000 выпускников.