В бизнесе часто используют графики, чтобы презентовать результаты работы, осветить исследование, быстро донести до коллег суть проблемы или убедить их в чем-либо. Графики наглядны, понятны, достоверны.
Стоп! Достоверны ли? Не всегда. Существует много способов «поколдовать» над кривой, чтобы она выглядела так, как нужно выступающему. Книга «Путеводитель по лжи» рассказывает о разных способах манипуляций с данными. Вот некоторые из них.
Прибыльное дело
Допустим, вам предлагают вложить деньги в компанию Peachy Cola. По уверениям руководства, дела у компании идут отлично - только взгляните на график продаж.
Готовы раскошелиться? Подождите. Давайте посмотрим на эти данные повнимательнее. Рост продаж еще не означает, что компания на коне. Возможно, конкуренты растут быстрее. Чтобы не потерять свои деньги, для начала сравните продажи Peachy Cola с показателями других компаний в этой отрасли. А также взгляните на долю рынка.
Загадочная ось Y
Из-за невнимательности мы порой можем поверить в совершенно невероятные вещи. Посмотрим, например, на график, отражающий ожидаемую продолжительность жизни тех, кто курит и нет. На нем видно, что риски курильщика увеличиваются со временем. В 40 лет разница невелика, но в 80 она существенна.
Теперь представьте, что находчивый производитель сигарет решил усовершенствовать график. Он добавил к нему еще одну ось Y и немного поколдовал над числами на ней. Теперь любой, кто взглянет на график, решит, что риски смерти от курения ничуть не выше, чем по любой другой причине.
Когда вам показывают график с двумя осями Y, убедитесь, что цифры на них отражены корректно.
Маленькая хитрость с кривой
А теперь вообразим, что вы работаете в компании, производящей популянные устройства - пусть они называются фрабезоиды. На протяжении последних нескольких лет гаджеты охотно покупали и продажи росли. Однако в последнем квартале количество проданных фрабезоидов упало на 12%.
Вам предстоит большая пресс-конференция, на которой хотелось бы показать график без досадного снижения продаж. Это можно устроить: просто вместо графика квартальных продаж покажите график кумулятивных продаж - он отражает общее число продаж на текущий момент. Как только продается хоть один фрабезоид, кривая идет вверх:
Именно так поступил и Тим Кук, CEO компании Apple, во время своей презентации по продажам iPhone.
Тот факт, что кто-то показывает вам график, еще не означает, что он внимательно проанализировал все цифры и выдал вам квинтэссенцию истины. Мы часто видим только кривую и не обращаем внимание на цифры и оси. Но если вы хотите получать достоверную информацию, не попадайтесь на эту удочку: смотрите в оба.