Обзор рынка SMM в Казахстане и Узбекистане от инновационного digital-хаба Wunder Digital.
Cоцсети Казахстана
Около 14,10 млн жителей Казахстана (¾ страны) зарегистрированы в различных соцсетях, из них 68% пользуются ими несколько раз в день. Гендерное соотношение примерно одинаковое: 51,1% — женщины и 48,9% — мужчины.
Абсолютным лидером по количеству аудитории является TikTok. На втором месте — Instagram*, за ним следуют VK, Facebook* и «Одноклассники».
Прирост аудитории TikTok в 2023 году составил 35,4% (относительно 2022 года). Соцсеть используют около 14,10 млн человек. Такой показатель свидетельствует о том, что площадка действительно востребована аудиторией.
Возрастное ядро пользователей TikTok — люди от 18 до 24 лет, далее идут группы 25-34 и 35+. Количество женщин и мужчин примерно одинаковое.
В Instagram* зарегистрировано около 12,50 млн пользователей из Казахстана. Аудитория соцсети растет, но не так активно, как в TikTok. В 2023 году количество пользователей увеличилось на 15,8% (по сравнению с 2022 годом). Гендерный разрыв здесь более заметен: 59,9% — женщины и 40,1% — мужчины. Возрастное ядро аудитории — от 25 до 34 лет, но также большой процент пользователей от 18 до 24 лет и от 35 до 44 лет.
Среди мессенджеров лидирующую позицию занимает WhatsApp, его используют более 80% абонентов сотовой связи. На втором месте — Telegram, однако его аудитория более чем в два раза меньше.
По данным MMI, 54% аудитории Казахстана смотрит YouTube. Так, сервис становится вторым по популярности после kaspi.kz (70%) в рейтинге сайтов по охвату.
Соцсети Узбекистана
24,6% населения Узбекистана пользуются социальными сетями. Гендерное деление в данном случае будет выглядеть следующим образом: 37% — женщины, 63% — мужчины.
Самая популярная социальная сеть региона — Instagram*. Здесь прирост аудитории за прошлый год составил 53%. Это рекордный показатель для Узбекистана. При этом, как видно из графика, платформа стабильно росла из года в год в сравнении с другими социальными сетями.
Преобладающая аудитория Instagram* — молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет и от 25 до 34 лет.
Существенный рост количества пользователей показывают и другие ресурсы. Период сравнения: март 2023 г. / январь 2024 г. По данным рекламных кабинетов Wunder Digital, аудитория Facebook* в Узбекистане выросла на 25%, LinkedIn — на 31%. Есть и падения: VK и «Одноклассники» теряют 8% пользователей.
По данным INTERNEWS Media Consumption (сентябрь 2023 г., выборка — 1 018), видеохостинг № 1 в Узбекистане — YouTube. Его используют 10,3 млн человек или 45% от всех интернет-пользователей страны. В среднем люди проводят на платформе около 20 минут в день, и большая часть делает это с помощью смартфона — 96%. Гендерное соотношение аудитории YouTube выглядит так: мужчины — 62% и женщины — 38%.
Среди мессенджеров абсолютное лидерство у Telegram: его использую 26 млн человек. Telegram — это не только способ коммуникации, но и источник развлекательного и новостного контента. В мессенджере зарегистрировано около 64 000 каналов с гео страны. Если внимательнее изучить самые популярные, то можно увидеть, что 8 из 15 относятся к категории «новости и СМИ».
Ключевые различия SMM Узбекистана и Казахстана
Более 70% жителей Казахстана используют соцсети, в Узбекистане этот показатель на порядок меньше — 24,6%. Самая популярная соцсеть Узбекистана — Instagram*, и количество ее пользователей растет ежегодно. Жители Казахстана также используют Instagram*, но рост аудитории этой платформы замедляется. Абсолютный лидер и по количеству подписчиков и по росту аудитории в Казахстане — TikTok.
Есть различие и в любимом мессенджере, в Узбекистане — это Telegram, в Казахстане — WhatsApp.
Что касается гендерного соотношения интернет-пользователей, то в Казахстане оно примерно одинаковое: 51,1% — женщины, 48,9% — мужчины. В Узбекистане основу интернет-пользователей составляют мужчины — 63%.
Топ-3 наиболее популярных площадок в Узбекистане: YouTube, Telegram и Instagram*.
Топ-3 наиболее популярных площадок в Казахстане: TikTok, Instagram*, WhatsApp.
*Cоциальные сети Instagram и Facebook запрещены в РФ. Решением суда от 21.03.2022 компания META признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации.