Предпосылки к созданию российского рейтинга в прошлом году были связаны с пандемией. Временное закрытие офлайн-магазинов привело бизнес к выходу в онлайн или усилению этого канала продаж. Компании, развивающие у себя омниканальную модель, смогли быстрее адаптироваться к возникшим ограничениям. Эта статья содержит сравнение двух рейтингов, отражающих уровень развития омниканальности компаний в России и США.
В российском рейтинге топ-5 делят представители трех разных категорий: “Электроника и бытовая техника”, “Одежда и обувь”, “Товары для дома и ремонта” — ”М.Видео”, Adidas, “Все инструменты”, “Спортмастер”, “Петрович”. Американский рейтинг омниканальности отличает то, что здесь в топе большая часть компаний относится к категориям “Универсальный магазин” и “Одежда”. Первые позиции в списке заняли Bass Pro Shops, Big Lots, Bloomingdale’s, DSW, J.C. Penney, Zumiez.
Особенности метрик
В американском рейтинге не оценивались параметры, которые характеризовали качество работы сайта, а также качество доставки. “Возможно, качество сайта не оценивалось, так как иностранные коллеги посчитали, что это не омни-параметр. Мы решили по-другому, так как создание омни-решений для большинства магазинов – это чаще всего шаг из офлайна к онлайну, соответственно, качество онлайн-решений может служить индикатором любого заказа, сделанного не в магазине”, – комментирует Федор Вирин.
Также интервалы доставки не являются order winners в США – параметры доставки приблизительно одинаковы для большинства игроков на рынке.
Интересно, что в американском рейтинге показателем омниканальности является единообразие ценовой политики. В российском рейтинге этот параметр посчитан как «омни». Что касается ценообразования, стоит обращать внимание на общие для офлайна и онлайна акции. Различные цены на сайте и в магазине могут быть продиктованы особенностями фулфилмента, привлечением внимания к сайту или конкретному магазину.
В российском рейтинге главным предметом исследования стал онлайн-канал продаж — насколько он хорошо вписан в общую систему продаж компании. Также учитывалась “бесшовность” опыта покупки для клиентов – возможность сделать заказ с любого устройства и оплатить и забрать его любым удобным способом. Подробнее с методологией рейтинга можно ознакомиться на сайте https://omni.datainsight.ru/metod
Сравнение рейтингов по общим показателям:
При сравнении рейтингов наиболее показательными характеристиками, подчеркивающими схожесть и различия в развитии омниканальности в России и США, стали наличие общей корзины и программы лояльности.
Таким образом, у подавляющего большинства американских ритейлеров есть общая корзина клиента на сайте и в мобильном приложении. У российских ритейлеров общая корзина встречается приблизительно в каждом втором случае. “Это обусловлено тем, что многие начали переход от офлайна к онлайну с модели мультиканальности, т.е. с создания разных каналов взаимодействия с покупателем, слабо связанных в одну общую систему, и только находятся на пути к единой омниканальной архитектуре и бесшовной корзине”, – комментирует исполнительный директор AWG Никита Шабашкевич.
В то же время доля российских ритейлеров, у которых присутствует программа лояльности, близка к доле американских ритейлеров. “Программе лояльности уделяется достаточно большое внимание, ведь она является «точкой входа» клиента во взаимодействие с брендом и инструментом его удержания. Однако, несмотря на ее наличие, очень часто встречается разобщенность ее представления в каналах коммуникации и цифровых продуктах компании”, – объясняет Никита Шабашкевич.
Сходства и различия российского и американского рейтинга
Больше всего компаний представлены в категории “Одежда и аксессуары”, аналогично и в русском рейтинге. Неожиданно в американском рейтинге оказалась только одна компания из категории электроника – Apple. В этой категории в российский рейтинг омниканальности вошли 11 компаний.
При этом в американском рейтинге шире представлена категория “Универсальный магазин” – в ней 9 компаний. В российском рейтинге присутствует всего 4 игрока из этого сегмента.
Самая омниканальная категория и в российском, и в американском рейтинге – “Спортивные товары”. В американском рейтинге далее идут “Универсальные магазины” и “Товары для ремонта”, а завершает список категория “Обувь”. В российском рейтинге в тройку также входят “Детские товары” и “Электроника и бытовая техника”.
Наименее омниканальная категория в российском рейтинге – “Продукты питания”, несмотря на успехи некоторых магазинов, таких как “Перекресток”, “Азбука вкуса” в 2020 году. Небольшой средний балл объясняется, прежде всего, достаточно поздним, по сравнению с другими сегментами, внедрением омниканальных практик в этой категории.
Заключение
За итогами рейтинга всегда интересно наблюдать в динамике: как из года в год разные игроки меняют свои позиции, а, соответственно, и стратегии бизнеса. Российский рынок активно догоняет американский. Более того, пандемия еще больше ускорила этот процесс и показала, насколько важно сегодня присутствие бизнеса в онлайне. В декабре 2021 года будет вторая версия российского рейтинга омниканальности, где будет видно, как изменятся позиции компаний и удастся ли им продолжить успешное развитие в данном направлении.