Идея на миллион
Начало 2000-х. Эпоха дикого интернета и больших возможностей. Широкой общественности еще не знаком термин стартап. Не существует акселераторов стартапов. Студии 2UP нет даже в проекте, зато есть идея. Идея на миллион.
В начале 2000-х, в интернете образовался любопытный покупательский тренд. Как и все великие идеи, появился он на форуме мамочек. Суть в том, чтобы вскладчину собирать большой заказ детских товаров у производителей и оптовых компаний и таким образом купить их по выгодной цене. Вслед за мамочками идею оседлали и другие группы по интересам: спортсмены, коллекционеры, любители гаджетов и т.д. Особо предприимчивые сообщества даже пытались внедрять прямо на форумах какие-то зачатки автоматизации, таблички в Excel отчеты и прочее. Но все же система сбора оптовых заказов оставалась запутанной, непрозрачной, сильно завязанной на личных знакомствах и плохо понятной человеку “не из тусовки”.
Девочки, собираю заказы на комбинезончики
А что если создать большую удобную общедоступную интернет-площадку, где заказчики и покупатели смогут знакомиться, организовывать группы и делать выгодные закупки?
Идея казалась невероятно перспективной. Появилось желание вывести все это на глобальный уровень. Создаем современный, удобный сервис для совершения совместных оптовых покупок, приглашаем в него множество людей и получаем мощный устойчивый бизнес-проект с колоссальным потенциалом развития. Каких-то несколько лет, и мы завоюем рынок!
Так родился сервис “Покупландия”. Преисполненные энтузиазма мы засели писать техническое задание для разработчиков. Позже к этому привлекли одну из старейших в Ростове интернет-компаний.
Мы уже имели некоторый опыт закупок через форумы и понимали проблемы и боли этой сферы. По нашему грандиозному замыслу, наша платформа должна была решить их все и сразу.
И вот ТЗ готово. Большой толстый, обстоятельный, как труды Карла Маркса том. Дело осталось за малым - пригласить команду разработчиков и реализовать все замыслы.
ОШИБКА №1
Пытаться сразу объять необъятное
Желание сразу создать грандиозный проект с обилием возможностей и фишек привело к закономерному итогу. Потратили огромное количество денег и, что более важно, времени. Согласно ТЗ, мы должны были получить готовый сайт через год. Но из-за того, что проект был большой и сложный, в первичной версии оказалась куча багов. Только на первичную разработку ушло полтора года, но продукт был все еще далек от идеала. А за это время серьезно изменилась конъюнктура рынка. Тренд на то и тренд, чтобы ловить его, пока он еще актуален.
Как было нужно?
Проверить идею максимально быстро. Не перегружать продукт фишками, а реализовать самый базовый функционал. Попробовать организовать несколько пробных закупок, обкатать механизм на практике и проверить бизнес-модель.
ОШИБКА №2
Недооценивать силу комьюнити
Внезапно выяснилось, что мамочкам с форума вполне удобно собирать заказы по старинке на своем форуме, и никакой “более удобной” площадки им не нужно. У них давно сложилась своя атмосфера. “Я через Машу уже третий год заказываю и все чики-пики. А вас с вашим прорывным маркетплейсом я знать не знаю. И вообще меня все устраивает”.
Когда “горишь”, своей идеей, кажется, что вот сейчас мы выкатим свой замечательный сервис, и люди сами к нам прибегут. Но эти мечты быстро разбиваются о суровую реальность.
Мы презентовали потенциальным партнерам возможности “Покупландии” и предлагали, как нам казалось, приемлемые условия работы. Но им казалось иначе.
И вдруг получилось, что у нас есть огромный “монстр” с кучей багов, но нет ни пользователей, ни организаторов, ни лидеров мнений.
Как было нужно?
Работать с лидерами мнений по методу Customer development. Изучать “боли” и потребности целевой аудитории. Предлагать клиентам и партнерам решение, а не просто стремиться изменить давно существующие схемы, потому что “нам кажется, что так будет лучше”.
ОШИБКА №3
Не знать схем привлечения трафика
Стало понятно, что очередь из клиентов сама к нам не выстроится. Тогда мы решили привлекать платный трафик. Вот только делать это грамотно никто из нашей команды не умел. А попытка разобраться в тонкостях привлечения трафика самостоятельно методом проб и ошибок закономерно привела к бестолковому сливу денег.
Как было нужно?
В команде обязательно должен быть человек знакомый с механиками привлечения трафика. Нужно либо “купить” готового специалиста на рынке, либо заранее постичь эту науку самостоятельно.
Ошибка №4
Пришпоривать мертвую лошадь
В те благословенные времена мы еще не были знакомы с понятием юнит-экономика. Проект двигался со скрипом, но все же число пользователей росло. На пике роста у нас было около 700 уникальных пользователей и 100 предзаказов в сутки.
Казалось, нужно еще немного времени и денег, и денежный дождь неизбежно обрушиться прямо в наши исхудавшие карманы. И мы взяли кредит. Проект продолжал жить, пожирать деньги, но точка безубыточности так и не наступила.
В попытке раздобыть еще денег мы стали обращаться в венчурные фонды. К сожалению в те времена не существовало фондов типа ФРИИ, и для получения инвестиций требовалось не меньше года. А поддерживать столько времени убыточный проект было невозможно. Это был финиш.
Но, как известно, не бывает финала, который не становится новым началом. У нас остался практический опыт, компетенции и четкое понимание как нужно делать в будущем, чтобы все получилось. Появилась первая команда веб-разработки, которую мы назвали 2UP. Выражаясь языком видеоигр, вторая жизнь!
Сегодня студия 2UP успешно работает на рынке уже 5 лет. За это время мы реализовали десятки стартапов. Три наших проекта прошли преакселерацию Фонда Развития Интернет Инициатив (ФРИИ) и получили инвестиции. Мы точно знаем формулу, как делать продукт быстро и с минимальными рисками.
- Сделать первичную версию которая закрывала бы основную боль клиента.
- Сделать ее как можно быстрее и проверить в “боевых условиях”.
Привлечь компанию, которая уже делала что-то похожее, на ваш проект. Чаще всего ваша идея не уникальна, и у кого-то есть подобные наработки. Взаимодействие с такими партнерами сильно упростит задачу.
- Иметь все профильные основные компетенции. К примеру, если вы делаете маркетплейс, то, помимо технарей, в вашей команде обязательно должен быть специалист по продажам и специалист по трафику.
- Не тратиться на офис. Не нанимать людей в штат. На первом этапе либо удаленная команда, либо аутсорс. Если проект вышел в плюс на аутсорсинге, то в дальнейшем вы только будете масштабировать прибыль.
- На первом этапе запаса денег должно хватать на три месяца существования команды. За эти три месяца владелец должен найти свою бизнес-модель, найти своих клиентов, и понять стоимость их привлечения.
- Если экономика не сходится, проект нужно закрывать. Даже если вам очень жалко уже потраченного времени, денег и сил.
У вас есть бизнес-идея, но недостаточно компетенций в разработке и развитии интернет-проектов? Приходите к нам, в студию 2UP, на бесплатную консультацию.
Вместе мы детально разберем проект, рассчитаем юнит-экономику и проверим идею на жизнеспособность. Если у проекта есть потенциал, предложим наиболее оптимальные условия разработки.