По роду своей работы я провожу много времени, общаясь с людьми. В большей степени я рассказываю им о тех принципах, которые приняты в нашей компании в работе над проектами и том, как эти принципы могут быть использованы в пользу клиента. В ходе встреч мне приходится приводить множество примеров и аналогий из реальной жизни, которые показывают заказчику правильность того или иного решения в интернете. Об одном из моих любимых приемов ведения переговоров я бы хотел рассказать.
У каждого из нас есть дом. Кто-то живет с родителями, другой снимает квартиру, но рано или поздно все мы идем к постройке своего собственного дома. Это решение не принимается молниеносно или за короткий период времени, напротив — мы вынашивает представление своего будущего дома в голове месяцами, а иногда и годами. И когда наступает моменты истины, мы уже в достаточной степени представляем то, чего действительно хотим.
Как природа не создает одинаковых людей, так и дома, которые мы строим, уникальны и неповторимы. Они могут быть внешне похожи друг на друга, могут иметь одинаковую высоту и ширину, но вещи в них разложены нами так, чтобы ими было удобно пользоваться. Кофеварка всегда стоит на кухне, а халат и зубная щётка ждут нас в ванной. Каждая вещь имеют своё собственное место и находится именно там, где мы её ожидаем найти. Мы любим свой дом за то, что в нем всё сделано для нас, в нем всё так, чтобы жить в нём было максимально комфортно.
Если перенести представление о доме на веб-сайты, то гостиная — это приемная компании, рабочий кабинет — это торговый зал с товарами и предметами гордости, а кухня — это зона выдачи товара или отдел сервиса. Однако есть одно очень важное отличие — если дом мы создаем для себя, то компания создается для клиентов, которые ни чуть не в меньшей степени хотят находить нужное быстро и не задумываясь, чем мы хотим находить халат после утреннего душа. Для того, чтобы всем было хорошо, чтобы клиенты вашей компании не плутали по комнатам, а вы могли найти халат закрытыми глазами, веб-сайты компаний должны проектироваться с учетом особенностей поведения их клиентов, а дома с учетом привычек и особенностей их хозяев.
Однажды построив дом, перестроить его становится задачей весьма затруднительной. Добавить ещё одно окно или увеличить высоту потолка в спальне становится задачей огромной сложности, в то время, как изменения, вносимые на этапе подготовки чертежа, оказываются вполне разрешимыми. При строительстве веб-сайтов все происходит в точности также, как и при строительстве домов. Добавить новый раздел, о котором не было известно на стадии проектирования и разработки технического задания становится задачей сложной не только с технической точки зрения, но и с точки зрения сохранения легкости использования веб-сайта. Каждый раз пристраивая новую комнату к уже построенному дому, мы получаем новую дверь в не самом удобном месте. Расширяя возможности сайта, мы в большинстве случаев усложняем его использование, добавляя новые двери там, где наши клиенты их не ждут. Люди начинают путаются в дверях, перед ними оказывается слишком много комнат, а на входе слишком много указателей. Заложниками таких "пристроек" часто становится компании, которые стремятся предоставить своим клиентам максимальное количество информации и возможностей на своих веб-сайтах. К сожалению, это далеко не всегда означает высокую посещаемость веб-сайта её клиентами. Ответ на вопрос "будет ли веб-сайт востребован клиентами?" определяется в первую очередь тем насколько быстро люди будут находить нужную информацию и насколько им это будет нравится. Самая большая опасность заключается в том, что до соседнего дома вашим клиентам всего один шаг, и если у ваших соседей искать информацию и получать ответы на вопросы проще, то в ваш дом больше никогда не вернутся.
К задаче создания сайта компании стоит подходить столь серьезно, сколь и к строительству собственного дома. Это должно быть выношенное, продуманное компанией решение. Заложенный фундамент определяет высоту здания, толщину стен, возможность или невозможность его будущего расширения. Планировка стен не просто создает комнаты, в ней закладываются маршруты, по которым тысячи людей будут ходить сотни тысяч раз. Цена допущенных на этих этапах ошибок очень высока, а их исправление весьма дорогостояще.
Только осознание всей важности подготовки компании к созданию собственного веб-сайта, только обращение к профессионалам, которые изучат ваш бизнес и которым будет доверено строительство "дома вашей компании" в интернете, и большой совместный труд по подготовке материалов и в разработке технического задания может гарантировать компании дальнейший рост, процветание и верность клиентов.