Плюсы:
Минусы:
Для аудита у нас есть стандартный испытанный план действий. Первым делом — поговорить с пользователями. Но общение начинается не на ровном месте. Чтобы провести интервью, нужно составить гайд — список тем и конкретных вопросов. А чтобы составить гайд… нужно провести интервью!
Здесь на помощь приходит внутренняя экспертиза. Многие из нас — в команде «Собаки» — успели побыть и фрилансерами, и заказчиками. Мы обсудили свой опыт и получили обобщенную картинку: «как работают фрилансеры» и «как работают заказчики». Это помогло аналитику погрузиться в тему. После этого он уже мог составить гайд для общения с пользователями.
По такой схеме мы провели десять интервью: пять с руководителями, пять с фрилансерами. Уже на этом этапе заказчик узнал кое-что новое для себя — значит, мы движемся в верном направлении. Мы выделили несколько проблем.
Про совместную работу? Про бухгалтерию в работе с фрилансерами?
Фрилансер оставляет на сайте паспортные данные и реквизиты. Людям нужна гарантия, что информация защищена и они ничем не рискуют.
Финансовые расчеты недостаточно прозрачны и для заказчика, и для фрилансера. Не видно, в какой срок планируется оплатить работу, когда перечислены деньги, скоро ли они поступят на счет.
По замыслу создателей, система позволяет фиксировать ход работ: разбивку проекта на подзадачи, ход их выполнения, этапы закрытия и оплату. Но люди практически не пользовались этой функцией — вся текучка отслеживалась своими силами, без помощи Solar Staff.
Результаты интервью оформили в виде портретов пользователей.
Это помогло понять, чем живут пользователи Solar Staff и с какими трудностями сталкиваются. Как трансформировать это знание в список конкретных замечаний к интерфейсам?
Как видите, нельзя просто прийти и сделать аудит. Львиную долю времени занимает подготовка. Критерии оценки берутся не с потолка — эксперт должен опираться на реалистичные сценарии.
Таким же образом мы протестировали историю фрилансера. Мы оценивали и личный кабинет, и главную страницу сервиса. Вот так выглядели результаты — на примере главной.
Немного про аудиты. Нельзя сказать, что это наше любимое занятие. Потому что ругать умеет каждый. Правда, не все делают это по внятной проверенной методологии — тут нам без ложной скромности есть чем похвастаться. Но как это выглядит с точки зрения клиента? Он получает длинный список замечаний и напутствие — поскорее устранить косяки. Казалось бы, все здорово. Теперь он увидел свой бизнес со стороны и понимает, куда двигаться. Но часто этим дело и заканчивается. Потому что аудит — это только старт, разгон перед настоящей работой.
В нашем случае все сложилось куда лучше. Заказчик не просто сказал нам «спасибо», а принялся внедрять улучшения. Задачи были разбиты на две большие группы.
Бизнес
Главная страница (позиционирование сервиса), вопросы доверия.
Интерфейс
А точнее, работа с проектами и выплатами.
Первой группой задач заказчик решил заняться сам, вторую — доверил нам.
Очень важно, что заказчик увидел необходимость доработки сам — без наших подсказок он понял, какие страницы и разделы нуждаются в улучшении, и попросил нас о помощи.
Мы были готовы сразу приступить к работе — уже знали заказчика, систему, пользователей, их жизненные ситуации и сценарии. Оставалось спроектировать решение. Чем мы и занялись.
Для добавления задачи нужно заполнить много разных полей — чтобы система правильно сформировала пакет документов. В первой версии интерфейса это было неочевидно и неудобно. Мы упростили процесс постановки задачи, разбили его на шаги (точнее, на несколько веток сценариев), снабдили комментариями.
Теперь при постановке задачи можно сразу пригласить нового (еще не зарегистрированного в системе) исполнителя. Раньше для этого нужно было идти в специальный раздел.
Мы настояли на том, чтобы не было жесткой привязки фрилансера к одной компании: если фрилансер работает через Solar Staff с несколькими компаниями, ему не надо заводить несколько аккаунтов. Его работодатели при этом друг друга не знают и в глаза не видят.
Появилась возможность сохранять задачи в черновики. Удобно, например, сразу завести все задачи, а по мере подбора фрилансеров — добавлять конкретных исполнителей.
Сводная таблица задач стала наглядней. Было так.
А мы предложили так. Заодно переименовали туманные «группы» в понятные всем «проекты».
Прежняя страница с описанием задачи была сложной и громоздкой.
Внизу страницы — блок «переписка». Было понятно, что суть задачи исполнитель и заказчик будут обсуждать не здесь. Убрать переписку вообще? Но если понадобится прояснить финансовые вопросы — тут самое место. Мы решили превратить этот блок из чата в лог. Система фиксирует ход работ, выводя на экран автоматические уведомления. А можно и сообщение написать, и что-то обговорить.
Испугались розАвИнькой навигации? Это для наглядности обсуждения. Не дизайн, свят-свят-свят.
Позаботились и о бухгалтерах — вывели на страницу всю важную информацию, статистику, параметры фильтрации.
Страницы для фрилансеров выглядят чуть иначе — отличие в мелочах. Целиком можно посмотреть в прототипе.
Главную страницу заказчик уже обновил по нашим рекомендациям. Над личным кабинетом идет работа — его довести до ума сложнее, поскольку это затрагивает ядро системы. Но надеемся, скоро все появится.
Из этой истории можно сделать два полезных вывода. Во-первых, браться за улучшение интерфейсов желательно до того, как проблема стала острой. Тогда можно привести все в порядок без спешки. Во-вторых, аудит — это лишь начало работы, и есть смысл проводить его тогда, когда вы намерены дойти до победного конца. Дополнительный бонус аудита — экономия времени при проектировании: аналитика готова, что улучшать — уже понятно.
Подробнее на сайте.
Проведите конкурс среди участников CMS Magazine
Узнайте цены и сроки уже завтра. Это бесплатно и займет ≈5 минут.