Небольшой продуктовый розничный магазин «шаговой доступности» в Великом Новгороде продаёт, помимо прочего, небольшой ассортимент продуктов локального производства. Магазин расположен на улице с не очень высокой проходимостью, но хорошей транспортной доступностью на автомобиле. Покупатели — местные жители и сотрудники находящегося неподалёку бизнес-центра.
Имеет ли смысл такому бизнесу вкладываться в инструменты интернет-маркетинга, и если да — то в какие? Сейчас магазин отмечен на Яндекс.Картах и в 2GIS, сайта нет.
Великий Новгород — довольно небольшой город, судя по Википедии около 200.000 человек. С интернетом если и не беда, то и не супер. То есть люди явно не приучены к покупкам продуктов в интернете. Значит просто продавать в интернете тот асортимент, который есть, а тем более привлекать покупателей просто в продуктовый магазин бессмысленно.
Единственный вариант, как я вижу — это упор на продукты собственного производства. Причем, судя по портрету города, он очень спортивный.
Что бы я конкретно сделал?
1. Определился с тем, что я хочу продвигать и продавать: натуральная еда, которая идеально подходит спортсменам, беременным и детям.
2. Определил бы время на эксперимент и бюджет. В вашем случае 6 месяцев и бюджет 10 тыс. рублей в месяц.
3. Сделал бы простенький сайт, посвещенный нашей здоровой еде через wix.com Тут не сильно важен дизайн, важен сам посыл — мы сами производим натуральную еду, которая очень полезна и в супер-маркете вы такое не купите. На сайте показал бы, какое у вас чудесное производство в деревне, фотографии чистых коров и куриц, улыбающихся женщин, которые у вас из деревни всё поставляют. В общем, всю кухню изнутри. Задача сайта — убедить или позвонить вам (давайте пока свой сотовый и отвечайте сами, т.к. работники пока просто сольют все звонки по неопытности), чтобы сделать заказ или приехать к вам посмотреть. Соответственно, элементы, на которые надо ставить акцент — телефон и карта проезда. У магазина я бы сделал вывеску про то, что именно здесь продаются экологически чистые продукты, полезные для здоровья.
4. Договорился бы с владельцами Нижегородских групп ВКонтакте (про другие соц. сети пока забудьте) про спорт и сообщества мам, чтобы они периодически постили ваши небольшие статьи про полезную еду и как вредно есть то, что сейчас в магазине. Пусть рекомендуют покупать у вас эко-продукты, так как это действительно полезно для здоровья. Помните, что спорт без правильного питания без результативен? Вот на это и давите. Платил бы рублей 100 за пост.
5. Вёл бы журнал звонков и попросил продавцов спрашивать, если пришел незнакомый человек за вашей продукцией, откуда он о вас узнал.
6. По итогам полугода сделал бы выводы, успешен эксперимент или нет.
Контекстная реклама, поисковое продвижение и т.д тут не нужны — спроса нет, просто деньги выбросите. Все зависит от того, найдете ли вы нормальные живые сообщества ВКонтакте, договоритесь ли с ними и реализуете ли на сайте все, о чем я написал кратко. Одно точно скажу: вероятность успеха есть. В Ульяновске года 2 назад появился первый маленький магазинчик, который торговал только орехами, и орехи там были лучше и дешевле. За 2 года они выросли в большую сеть, торгующую эко-продуктами. Если сами возьметесь за дело, то вполне можно подсадить на ваш полезный творог и яйца спортсменов и кормящих мам, молодых мам, которые отвечают за семейный рацион.
Прочитав описание, я себе представила небольшой магазинчик в соседнем доме с бывалой продавщицей и сеткой от комаров на двери. Если это так, но я Не рекомендую создавать грандиозных интернет- ресурсов. Лучше направить свою энергию и деньги на сервис ( люди все чаще приходят в магазин не только за покупкой, но и поболтать) и свежесть продуктов.
Что важно потребителям, когда они выбирают такие магазины:
Каждой рубль, вложенный в рекламу, должен быть уместен. Боюсь, никто не оценит «прогрессивного сайта и изысканного дизайна».
По-моему, Константин ничего и не говорил про «прогрессивный сайт и изысканный дизайн»... Впрочем, мне показалось, что эксперты прекрасно дополняют друг друга — вероятнее всего, реклама будет низкобюджетной, вложения должны быть оправданы, и разумно сделать полугодовой эксперимент с понятными целевыми показателями.
Я же, читая вопрос, вспомнил нашумевший британский кейс BakerTweet (http://www.bakertweet.com/), чьи авторы — лондонское агентство Poke. Они сделали специальное устройство, с помощью которого пекарь может твитить о том, что в духовку был загружен очередной тип выпечки. И пекарю даже не нужно мыть руки. Большая идея понятна: подписчики в Twitter узнают о появлении новой горячей выпечки раньше всех. В основном, кстати, на аккаунт пекарни подписывались обитатели местных офисов. Объективно, это стоило совсем недорого (если не считать разработки идеи), и относится к интернет-маркетингу. Самое главное в этом — определение реальной потребности ваших покупателей. Попробуйте поговорить с вашими покупателями: что заставит их покупать у вас чаще и советовать другим. Возможно, ответы наведут вас на мысль о каком-то нестандартном сервисе, даже оффлайновом.
Руководитель отдела продаж в "Студия ЯЛ"
Безусловно, имеет. Как именно? Для начала определимся, с чем придётся работать.
Интернет-маркетинг небольшого продуктового магазина может сопровождаться следующими проблемами:
1) Сложность таргетинга на узкую ЦА;
2) Сложность измерения эффективности рекламных каналов;
3) Небольшой бюджет.
Отсюда и будем исходить.
1. Рекламируемая площадка
А) Сайт на конструкторе и/или группа ВК.
Почему? Дешево или даже бесплатно. Быстро запускается. Наполнять новостями и акциями может даже рядовой сотрудник продуктового магазина. Можно протестировать полезность сайта как такового.
По наполнению вижу 2 варианта:
1) Общая информация о магазине + акции.
2) Интернет-витрина (требует запуска сервиса доставки). А если до сих пор работает фишка с ночной доставкой алкоголя за " покупку брелка/зажигалки«, то вообще отлично.
2. Рекламные каналы
2.1 Из очевидного — таргетинговая реклама в социальных сетях.
Виды таргетинга:
а) Район/улица/метро — для всех кампаний.
б) Возраст, пол — для сегментирования кампаний по продукции/акциям («Теперь у нас кофе на вынос», «На каникулах скидка школьникам...» и т.д.).
в) По группам /сообществам организаций, расположенных неподалеку. В объявлениях используем конкретный адрес или даже название организации.
г) По должностям и организациям + группам организаций (например, мотивируем офис-менеджеров закупаться печенюшками у нас).
2.2. Использование имеющихся ресурсов — простое указание адреса сайта на рекламной продукции, в карточке 2GIS и т.д.
2.3 Контекстная реклама
Использовать или нет зависит от того, что скрывается за «продуктами локального производства». Если это что-то, что сложно купить в Н.Н., и ценитель может за этим продуктом поехать (а мы транспортно-доступны), то имеет смысл дать контекст Директ+Адвордс, сказав продавцам узнавать у покупателей этой продукции откуда клиент узнал о магазине.
2.4. Рассылки
Создаем на сайте форму подписки. Все акции и новости настраиваем в рассылку автоматически (на этом этапе, а скорее всего и далее не имеет смысла создавать специальный контент для рассылки). Действие сомнительной пользы, но не трудозатратное и единоразовое.
2.5. Вконтакте
Личные приглашения в группу.