5 фактов о мозге, которые полезно знать маркетологу
Цель маркетинговой активности — продать человеку продукт, услугу, идею. Речь сейчас не о повышении лояльности или доли на рынке. По сути, все подчинено одному — продаже и взаимодействию с потребителем. И нельзя не учитывать то, как устроен мозг и как мы принимаем решения. Нейромаркетинг — дисциплина, уделяющая этому внимание. Приводим 5 фактов о мозге из книги «Укрощение амигдалы» нейрофизиолога Джона Ардена, которые помогут в работе.
1. Дофамин фокусирует внимание и повышает мотивацию
Дофамин вызывает удовольствие, что влияет на мотивацию. Это часть «системы вознаграждения мозга». Когда человеку что-то нравится, когда он испытывает удовольствие по каким-то причинам, дофамин «включает» центры удовольствия. По этому принципу формируются зависимости от веществ, а также азартных или компьютерных игр. Так что если вы сможете вызывать у человека удовольствие и «доставлять» его регулярно, считайте, покупатель на крючке.
2. Женщины придают больше значения вербальной информации
У женщин больше нейронов в лобной доле мозга, которая ответственна за речь и вербальные навыки. Это одна из причин, по которой для женщин слова имеют более сильную эмоциональную окраску и они обращают на них большее внимание. Лучше развитая вербальная сторона проявляется в раннем возрасте: как правило, девочки начинают говорить раньше мальчиков. Это стоит учитывать при планировании точек контакта с женщинами и, естественно, их содержания.
3. Мысленные тренировки улучшают результаты
А это свойство мозга можно использовать как идею для создания курсов или проектов другого содержания. Дело в том, что человеческому мозгу по большому счету все равно, в реальности мы выполняем какие-то действия или просто воображаем себе это. Например, это может быть фантазирование о занятиях спортом (да-да, этот прием уже много лет используют спортивные психологи), игре на музыкальных инструментах или публичном выступлении. При регулярных занятиях даже изменяются соответствующие области мозга, а человек достигает существенного прогресса в реальности, а не только в своем воображении.
4. Тревожная амигдала
Амигдала, или миндалевидное тело, — довольно древнее образование, которое тысячи лет назад (да и сейчас) занималось тем, что активировало реакцию «бей или беги». Амигдала принимает непосредственное участие в создании сильных эмоций, в частности страха. И так как эта система обладает «памятью предков» (назовем это так), то активировать амигдалу — а значит, тревожность, недоверие и страх — могут стимулы, которые во многих культурах интерпретируются как угрожающие. Поэтому вряд ли стоит использовать их при взаимодействии с потребителями — не все способны укротить амигдалу: взять себя в руки и осознанно определить, в чем причина негативной реакций на тот или иной стимул, событие, действие.
5. Быстрые «веретенообразные» решения
В свое время веретенообразные нейроны произвели фурор в науке. Они связаны со способностью человека молниеносно принимать правильные, эффективные решения. Интересно, что это нервные клетки имеют ну очень близкое отношение к социальному мозгу, эмоциям, сочувствию и коммуникации. А значит, стоит учитывать, что некоторые решения принимаются человеком почти мгновенно и с опорой на социальный, а также собственный опыт, помноженный на попытки понять, что чувствуют и думают другие люди — а это уже ближе к теме использования социального доказательства.
Если внимательно проанализировать последние научные достижения, можно сделать много приятных открытий, которые принесут ощутимую пользу в работе. Не забывайте делать это регулярно и видеть возможности там, где другие видят сухую науку.
Научные факты, нейрофизиологические и психологические исследования, а также объяснение причин поведения, образа мыслей и решений человека — в книге «Укрощение амигдалы».