Многие символы древности мы помним до сих пор из-за тех значительных событий, которые с ними связаны. Знаки домов, гильдий, клубов и орденов прошли сквозь века, а истории вокруг них обрастают всё большими мифами и легендами. Зачастую уровень древней геральдики и символизма не идет ни в какое сравнение с современным «сторителлингом» и «историями», которые придумываются под идею того или иного бренда, разработкой «бренд-бука» и «корпоративного стиля». Редко находится студия, которая имеет свой истинно особый взгляд на стилистику, особое мнение и видение по части логотипов, их посыла и, соответственно, всего стиля (и отношения) к восприятию компании вцелом.
После знакомства с подходом креативного бюро «Sponge» складывается впечатление о том, что перед нами как раз одна из таких студий. Так ли это? Об этом расскажет исполнительный директор студии — Кирилл Соляр в нашем сегодняшнем интервью.
— Приветствую, Кирилл. Давайте начнем с традиционного вопроса — как появилось ваше бюро, и его название — Sponge.
В переводе с английского sponge — это губка. Данное слово весьма метко характеризует нашу философию стремительного развития и движения вперед. Подобно морской губке мы фильтруем только лучших специалистов, моментально впитываем новые знания, активно растем географически и постоянно расширяем спектр услуг.
— Расскажите, почему в вашем логотипе присутствует масонский циркуль и наугольник?
Многие задают этот вопрос. И у каждого есть своя версия. И уже один этот факт свидетельствует о том, что наш новый логотип удался. Приоткрою завесу тайны и поведаю лишь часть смысла. Циркуль и наугольник в нашем случае символизируют предельную точность и стремление к идеальному результату, Абсолюту.
— Откуда у команды такой неповторимый стиль? Расскажите о нём. Вы используете много стилистики из средних веков, классических направлений, мощных символов современности, и даже комиксов. Как охарактеризуете свой стиль?
Нам действительно крайне близки и наследие эпохи Возрождения и современные графические антиутопии. Наша сила в том, что мы постоянно друг друга взаимодополняем. Один фанатеет от древней мифологии, второй от сюрреалиста Рене Магритта, третий с ума сходит от киберпанка. В целом же, в каждом направлении есть чему поучиться и взять на вооружение. Тот, у кого есть своя система ценностей, сам может однажды стать ценностью.
(Изображения из различных эпох и стилей,— самостоятельные направления искусства)
Данную систему мы перенесли в рабочую плоскость, аналогичное взаимодополнение и унверсальность нам удалось выстроить и при выполнении клиентских заказов. У каждого дизайнера своя специализация и почерк: брутальность и агрессия одного уравновешиваются мягкостью форм и аккуратностью второго, минимализм третьего дополняется характерным акцентом четвертого.
(Примеры работ различных иллюстраторов «Sponge» — от «Тайной вечери» до Вселенной «Чужих»)
— Вы работаете более чем со 100 иллюстраторами со всего мира, это так? Как удается при этом сохранять общую направленность? Расскажите больше про MZNTRP, много работ выходит из под его пера?
В нашем банке авторитетных иллюстраторов действительно больше сотни талантов. Стараемся поддерживать отношения и сотрудничаем при каждой такой возможности. Нам постоянно пишут дизайнеры и иллюстраторы. В последнее время много писем из Италии и Франции.
MZNTRP — это альтер-эго, свой Тайлер Дёрден, одного из собственников бизнеса! Рисует собственных чертей и полтора года не может найти времени поставить в очередь разработок собственный сайт.
— У меня складывается впечатление, что вы очень дорогая студия. С каким бюджетом можно к вам прийти, скажем для создания сайта, других направлений?
Создание сайта, логотипа — индивидуальная услуга. Две внешне абсолютно одинаковые работы могут отличаться в цене в 5 раз за счет сложности программирования и возможностей системы управления сайтом. И, напротив, два сайта с одинаковым функционалом системы управления могут иметь кардинально разный дизайн и также отличаться в цене в 5 раз.
Важно понимать, что мы продаём не коробочные версии. А создаём авторский продукт. Действует честное правило, «чем больше, тем лучше». При увеличении бюджета у нас появится возможность больше уделить времени каждой детали проекта, будь-то интерактивный скрипт или дизайн, задействовать больше сотрудников. И это будет абсолютно честно и без спекуляций. Я подробно об этом рассказывал на конференции Design.Lab: смотрите ёмкое и живое выступление, обсуждение и конкурс по творчеству Рене Магритта от Кирилла Соляра.
Именно поэтому чаще всего мы называем вилку цен, которая отличается в несколько раз. У нас есть проекты, которые мы делаем и за 2000 долларов. И за 150 000. Всё зависит от целей и возможности заказчика, а также от перспектив нашего последующего взаимодействия.
А вообще мы все ближе к тому, чтобы брать только самые интересные заказы.
(Стилизированный баннер «Только интересные заказы» из увлекательной рубрики «Хлам»)
— Что на счет сроков и дедлайнов, как вы к ним относитесь?
Относимся! Опыт и квалификация позволяют сделать точную оценку сроков до старта проекта. И мы всегда стараемся выполнить проект раньше договоренного срока. Это залог успешного бизнес-планирования и усиления отношений с клиентом. Безусловно, бывают небольшие смещения. Но с нашей стороны тому может быть только одна причина — желание сделать проект еще интереснее и качественнее. Уж точно могу сказать, что если мы оцениваем срок разработки в 3 месяца, он не займет год.
— Думаю, самое любимое ваше направление работ — корпоративная айдентика. Так ли это? Как можно расставить в порядке убывания ваши компетенции / приоритеты по направлениям?
Да, мы очень любим айдентику. К тому же на территории СНГ компании уделяют очень мало сил и ресурсов на собственную качественную идентификацию. Однако нельзя сказать, что мы хотели бы выделить именно данную услугу. Сейчас мы планируем продвигать моушн дизайн и мультипликацию. И если компаний, которые делают качественные фирменные стили или сайты можно насчитать в Украине порядка 20, то мультипликацией занимаются единицы. В лучшем случае.
В целом, нам интересно создавать комплексное решение: разработать логотип, фирменный стиль, сайт и далее заняться продвижением бренда в интернете. При этом клиент избавляет себя от головной боли поиска дюжины подрядчиков под каждую услугу и получает толковый результат без потери качества при передаче задачи от одного подрядчика к другому.
А вообще мы всегда готовы к новым направлениям. Недавно создали название и визуальную концепцию нового национального бренда. Выполнить такую работу на высоком уровне без любви к своему делу просто невозможно.
— В Сети есть некоторые выпады в сторону Спанча, например я нашел дискуссию о чьем-то изображении, о том, как когда-то некорректно сработал рекламный агент. Как относитесь к таким методам решения споров (в публичном поле)?
Мы в меру публичны и открыты. Говорим прямо, то, что думаем. Скрывать нам нечего. Бывают и наши промахи, это неизбежность развития. При этом мы всегда стараемся быть объективными и открыты к конструктивной критике. Наше кредо — поступать по чести. Считаем это самым важным нашим качеством.
— Вы запустили магазин собственной мерч-инфографики SPONGE STORE. У вас в наличии подушки, футболки, постеры, наклейки. Собираетесь расширять направление другими работами (и не только от Спанча)? Как себя чувствует магазин?
Идея магазина возникла давно. Мы генерируем собственный некоммерческий контент, который вызывает интерес в окружении. Поэтому мы приняли решение выпустить его в люди. Есть в планах дополнить ассортимент разными авторскими эксклюзивными вещами, например, резные столы с масонскими символами Директором и одним из владельцев spongestore.com.ua является наш ведущий дизайнер, Сергей Семернёв. Можно сказать, что это его детище. Магазин пока находится на этапе стартапа, и магазину катастрофически не хватает толковых менеджеров, которые разгрузят и без того перегруженный график Серёжи и возьмут на себя вопросы сбыта продукции.
(Кое-что из новой коллекции Sponge Store)
— Знаю, вы близки к различным фендомам и творческим объединениям (например Geeks Empire, Estetico). Насколько мне известно, лого для «Geeks Empire» вы сделали в качестве подарка этому сообществу. Это исключение или вы занимаетесь также и проектами без прямой финансовой выгоды? Расскажите больше про Estetico, это ваш проект (с вашим участием)? Занимаетесь ли еще какими-то своими проектами, какие планы в этом направлении?
Есть определённые исключения, когда плата эквивалентна не деньгам, но связям, взаимодействию и карме. Так было с логотипом для дружественного нам «Geeks Empire», так происходит и сейчас с дизайном рекламной продукции благотворительного фонда «Пчелка».
estetico.me действительно является нашим внутренним проектом. И, если в случае с магазином, есть контент, который мы производим, то в случае Estetico, мы работаем с контентом, который мы пропускаем через себя и формируем его для почитателей. Проект стал настоящей меккой для всех ценителей прекрасного. И это только начало. Также успешен и другой наш ресурс — bxoda.net, уютненький блог коротких статей.
(Некоторые логотипы из портфолио студии)
Количество собственных проектов постоянно растёт и находится на низком старте: медиа агентство, хостинг, баннерная сеть. Особое место занимает два крупных социальных ресурса, которые мы запустим в этом году. Релиз бета-версии первого из них, которому абсолютно нет аналогов, состоится уже совсем скоро. Хотим отметить, что по данным двум проектам уже подписаны соглашения об инвестиционных намерениях с крупным арабским холдингом. Рванёт! Ждите.
— Вы очень интересно ведете своё собственное продвижение. Я долго читал вашу рубрику «Хлам», от паблика тоже не оторваться, у вас активная политика расширения с помощью агентов. Ну, и Мазерати клиентам это конечно тот еще вирусный ход. Какое ваше видение на счёт продвижения клиентского бренда? Занимаетесь ли проектами типа «мне нужно эти 10 ключевиков продвинуть в ТОП-3», или только комплексные и большие проекты?
«Продвинуть 10 ключевиков в топ-3» — вполне нормальный запрос, с которым стоит работать. Такой запрос может привести к масштабному комплексному заказу и добавить еще одного постоянного клиента. Конечно, для этого важно оценить адекватность клиента, но сделать это можно буквально за первые несколько минут диалога.
(Что на счет промо? Никаких тостеров и наборов косметики. Настоящий Maserati для дорогих клиентов. Все еще не верите? А стоит.)
В целом, при выборе инструментов продвижения проекта важно учесть все входные параметры и особенности. То, что будет работать у одних, будет абсолютно бесполезным для других. Многие не понимают этой простой истины и плодят абсолютно бессмысленные страницы на фейсбуке с одинаковым скучным контентом или шаблонные блоги, которые попросту никто не читает. Вместо этого мы всегда вдумчиво разрабатываем стратегию и канал коммуникации с целевой аудиторией.
— У вас есть офис в Нью-Джерси. Как считаете, при каких условиях студиям имеет смысл открытие офисов в других странах, насколько сложно настроить приемлемый поток иностранных заказов? Как относитесь к аутсорсингу и субподрядам, занимаетесь ли таким (берете сами / передаете работу другим студиям)?
Студиям имеет смысл открыть офис в других странах, если они ставят перед собой задачу международного развития. Работа с иностранным рынком имеет свою специфику, равно как и любой другой. Сейчас я развиваю новую команду менеджеров, которые будут специализироваться исключительно на западном рынке. В целом к аутсорсу мы относимся нормально. Но никогда не нарушаем ряд собственных правил: не выполняем работу безлико, без указания нашего авторства или еще хуже под именем субподрядчика. Мы идем собственным, авторским, путем развития и наша самобытность и ценности для нас важнее потока безликого аутсорса.
In God we Trust! Надеемся взаимно.