В день рождения контекстной рекламы имениннице стоит пожелать не сбавлять оборотов. На протяжении последних 6 лет «контекст» является основным драйвером интернет-рекламы, которая, в свою очередь, прочно обосновалась на 2-ом месте среди рекламных медиа, пропуская вперед только ТВ-рекламу. Рынок поступательно наращивает объем, с 2009 года он прибавил 357% - от 11,3 млрд. руб. до 51,6 млрд. руб. По данным АКАР, в 2013 году доля контекстной рекламы на интернет-рынке составила 72%, а в первом триместре 2014 – 80%.
«“Контекст” есть, был и будет, – говорит генеральный директор компаний Aori и «Блондинка.Ру» Татьяна Костенкова. – Контекстный рынок продолжает интенсивно расти за счет разных категорий клиентов – как категории Enterprise, так и среднего и малого бизнеса. Если сегмент крупных рекламодателей скорее замедлился с точки зрения темпов роста, рынок насыщен, крупные рекламодатели «прирастают» на 20-30% в год, то малый и средний бизнес в России только открывает для себя контекстную рекламу. Бюджеты SMB, по оценкам экспертов, увеличиваются на 50% в год».
На сегодняшний день в России 159 рекламных агентств, сертифицированных для работы с системой Яндекс.Директ, из них 57 – в Москве, 23 – в Санкт-Петербурге и 9 работают в Екатеринбурге.
В день рождения контекстной рекламы стоит оглянуться назад и посмотреть на знаковые даты в её российской истории:
2001 – Запуск первого русскоязычного сервиса поисковой рекламы «Яндекс.Директ».
2002 – Начало работы российского сервиса контекстной рекламы «Бегун».
Сервис для самостоятельного размещения рекламных объявлений Google AdWords претерпевает существенные изменения: вместо системы оплаты за 1000 показов объявления CPM (англ. – cost-per-mile) вводится система оплаты за клик CPC (англ. – cost-per-click).
Российские пользователи теперь могут увидеть контекстные объявления Google AdWords в поисковой выдаче google.ru.
Спустя год после старта у Яндекс.Директ уже 2500 рекламодателей.
2004 – В Google AdWords появляется русский интерфейс.
2006 – Google AdWords начинает полноценную работу с российскими рекламодателями.
2007 – Контекстная реклама в России впервые обогнала медийно-баннерную по объему закупок.
Арсен Ревазов и Игорь Ашманов придумали новый сервис управления контекстной рекламой – «Блондинка». На воплощение идеи ушёл год.
2008 – На российском рынке появилась «Блондинка», автоматическая система размещения контекстной рекламы, работающая с главными китами «контекста»: Яндексом, Бегуном и Google.
Мировой финансовый кризис и обвал индексов на мировых фондовых биржах негативно отразился на положении дел в самых различных сферах бизнеса, но именно в это время произошло перераспределение бюджетов в пользу контекстной рекламы и за «контекстом» закрепилось лидерство в digital-сфере.
2011 – Спустя 3 года после создания «Блондинка» работает с 50% рекламодателей из ТОП-100.
В мае состоялось IPO «Яндекса» (т.е. первая публичная продажа акций компании). В ходе размещения инвесторы приобрели 52,2 млн. акций компании на $1,3 млрд. долларов.
2013 – «Блондинка» запускает рекламный сервис Aori, предназначенный для малого и среднего бизнеса.
В мае «Блондинка» представляет на рынке Marilyn, секретную внутреннюю разработку компании для оптимизации рекламных кампаний крупных рекламодателей и рекламных агентств.
По итогам года: 70% рынка контекстной рекламы у Яндекс.Директа, 28,5% - у Google Adwords, 1,5% - у системы «Бегун».
По данным «Яндекса» за 2013 год, среднемесячный бюджет рекламодателей в Москве и Санкт-Петербурге составил 16 тыс. рублей, в регионах — 3,5 тыс. рублей.
2014 – согласно «Рейтингу Рунета», «Блондинка» – агентство контекстной рекламы №1 в России по количеству сотрудников, сертифицированных для работы с системами Яндекс.Директ и Google AdWords.
Как уже было сказано, в настоящее время контекстная реклама продолжает расти, но темп роста снизился – до 28% в 1-м квартале 2014, в прошлом году показатель роста составил 38% (данные АКАР). Объем рынка контекста за 1-ый квартал 2014 составил 13,2 млрд. Самыми дорогостоящими для размещения во 2-ом квартале 2014 стали следующие тематики: транспортные услуги (средняя цена клика на главных площадках – 85 руб.), автосервисы (54 руб.) и торговля (50 руб.) (данные ИКРА).
«Блондинка.Ру» (ЗАО) – агентство интернет-рекламы, входит в 5-ку ведущих компаний контекстного рынка России, разработчик собственных инновационных сервисов. Создана в 2008 году. Обслуживает более половины российских и международных компаний из списка ТОП-250 крупнейших рекламодателей Рунета, в том числе Microsoft, P&G, Unilever, Mastercard, Сбербанк, Мегафон, Citroen, Ford и многих других. В команде «Блондинка.Ру» около 100 сотрудников – самое большое в России количество сертифицированных специалистов по Яндекс.Директ и Google AdWords и собственный штат разработчиков из 20 человек.
В 2012 году «Блондинка.Ру» запустила на рынок систему Aori для малого и среднего бизнеса, а в 2013 – Marilyn, для рекламных агентств и крупных клиентов.