Вводная задача от клиента
Перед сайтом стояло несколько целей (перечисляем в порядке важности):
Выполнить все требования законодательства (перечень прилагаем ниже) для сайтов образовательных учреждений и все таки постараться упаковать все необходимые документы так, чтобы было легко найти нужный (сотрудники контролирующих гос.органов ведь тоже люди);
Не забыть про версию для слабовидящих (за ее отсутствие тоже предусмотрен штраф);
Сделать сайт продающим и полезным для предпринимателей (весьма неожиданно для обращения от государственного предприятия!);
Структурировать всю информацию со старого сайта и перенести на новый.
Таким образом, к нам впервые пришел клиент из государственной организации, который позаботился о том, чтобы сайт выглядел современно, был полезным для посетителей, а еще и продавал дополнительные услуги организации.
Елена Тукачёва, директор студии, стратегии Digital marketing
Когда пришел новый заказ из государственной организации, я понимала, с чем придется столкнуться в работе. Таких проектов, не сданных и не оплаченных уже имеется в нашем портфолио. Признаюсь честно - не всегда это проблема выполнения требований законодательства, чаще в работе с подобными организациями начинаются проблемы в общении с самим контактным лицом от организации, который чувствует всю возложенную на него ответственность за сайт, а потому боится сделает шаг влево, шаг вправо и требует точную копию того, что он видел у коллег по цеху, прошедших проверки госструктурами. Обосновывают свое решение тем, что у этих ребят “Прокатило, так и мы не будем выделываться. Лишнее внимание нам ни к чему”. Главная цель таких заказов - удовлетворить требования контролирующих органов и не получить штраф за отсутствие/ неправильное размещение информации об образовательном учреждении. Сайт теряет свое предназначение: хорошая, казалось бы инициатива - сделать обязательным размещение информации образовательных учреждений в сети интернет - на местах оборачивается в бессмысленный постинг нечитаемых сканов документов с правильным названием.
Во мне плакал маркетолог, но как директор я понимала, лучше обойтись без особого креатива и инициативы, которая всегда в таких случаях наказуема клиентом, а затем и просроченной сдачей проекта, нервами всего отдела разработки и особо той ее части, что занимается контентом и сдачей проекта. Однако, на этот раз повезло. Директор бизнес-инкубатора была весьма решительна в дизайне, требовала смелости, современности (что уже порадовало) и, конечно, не забыть о продажах.
Путь к решению
Обычно мы начинаем процесс разработки сайта с аналитики - сегментируем аудиторию, смотрим, как пользователи использовали старый сайт, к какой информации чаще всего обращались, собираем различные данные и метрики, на основе которой прорабатываем прототип и сценарии. Однако, к этому этапу на этот раз потребовалось добавить изучение законов. Мы перечислим все, которые могут вам пригодится при разработке сайтов для государственных организаций.
Основные нормативные документы, регламентирующие структуру и содержание сайта образовательного учреждения:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (см. ст. 28, 29, 54)
Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 г. № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «ИНТЕРНЕТ» и обновления информации об образовательной организации»
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нём информации»
В соответствии с вышеуказанными документами, на сайте образовательной организации должен быть создан специальный раздел «Сведения об образовательной организации». Информация в специальном разделе должна быть представлена в виде набора страниц и (или) иерархического списка и (или) ссылок на другие разделы сайта. Информация должна иметь общий механизм навигации по всем страницам специального раздела. Механизм навигации должен быть представлен на каждой странице специального раздела. Доступ к специальному разделу должен осуществляться с главной страницы сайта, а также из основного навигационного меню сайта. Специальный раздел должен содержать следующие подразделы:
«Основные сведения»
«Структура и органы управления образовательной организацией»
«Документы»
«Образование»
«Образовательные стандарты»
«Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав».
«Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса»
«Стипендии и иные виды материальной поддержки»
«Платные образовательные услуги»
«Финансово-хозяйственная деятельность»
«Вакантные места для приёма (перевода)»
Сведения, содержащиеся в Специальном разделе, должны обновляться на сайте в течение 10 рабочих дней после их изменений.
Должна предоставляться наглядная информация о структуре официального сайта («карта сайта»), включающая в себя ссылку на официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
Сайты всех образовательных организаций обязательно должны соответствовать Требованиям, на которые ссылаются Правила, на которые ссылается федеральный закон.
С некоторых пор надзорные органы стали требовать реализации версии для слабовидящих в соответствии с ГОСТ-Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», утверждённым Приказом Ростехрегулирования от 29.11.2012 №1789-ст
Алексей Василевич, дизайнер студии Chekhov
Продающий дизайн для образовательной организации - это ступень, к которой не все подходят. Чаще всего это малобюджетный дизайн, который в свою очередь не выполняет своих функций, а служит лишь оболочкой “Есть и есть. Работает и хорошо”. Но порой этого бывает часто недостаточно. Сайт должен продавать услуги. Первое, что пользователь видит, зайдя на него - это дизайн, управляемость и удобство. От этого зависит поведенческий фактор пользователя: останется он здесь или уйдет; найдет он здесь для себя интересующее или нет. Если пользователю удобно и легко работать с сайтом, то он никогда не заметит как выглядит его дизайн. Этого мы и постарались добиться. Чтобы было удобно, достаточно сделать просто и со вкусом. А чтобы оставить пользователя на сайте - нужно подать ему что-то свежее и интересное. Совместив эти факторы мы смогли добиться простого восприятия и удовлетворения пользователя. Воздушная навигация по сайту, восприятие глазом цветов - это это, что хочет видеть любой пользователь. А с этого и начинается хороший дизайн.
Как оказалось, выполнить требования законодательства не так уж сложно. Однако, есть несколько минусов от их выполнения - меню становится не удобным и слишком большим. Его часть, касающуюся документов и сведений об образовательной организации, можно вынести в подвал сайта, лишь бы было доступно с главной страницы. Но вряд ли какой-либо заказчик рискнул бы это сделать, нам пришлось совмещать "все в одном".
В целом нет четкого регламента, как реализовать версию сайта для слабовидящих, поэтому на сайтах можно встретить всякое, главное - сделать ссылку на версию заметной, версию - контрастной и добавить быстрое управление размером шрифта и цветами.
В остальном мы смогли без проблем вывести платные и бесплатные услуги на главную страницу сайта, добавили возможность записаться, чтобы повысить количество слушателей лекций и платных курсов. Постарались вывести на главную всю ту информацию, которая наиболее была востребована на старом сайте (об этом мы узнали из карты кликов и вебвизора).
Самое сложное, с чем пришлось столкнуться - это контент. Разобраться с массой документов, размещенных на старом сайте, структурировать их и выложить на новом сайте в читабельном виде. На этом этапе веб-студии чаще всего бросают клиента, и он сам варится в своем котле, только разобравшись с админкой сайта. Это приводит к тому, что какой бы удобный и красивый дизайн студия не разработала для сайта, все впечатление портит криво оформленный контент. Мы предвидели этот момент и взяли ответственность за наполнение на себя. Тут стоит оговорить момент, что чаще всего в образовательных учреждений нет средств на дальнейшее обслуживание сайта, поэтому чаще всего задумки студии и дополнительный канут в лету и не будут использоваться. Если вы связались с такой организацией - делайте простой сайт.
Бизнес-инкубатор прошел проверку на соответствие сайта вышеизложенным требованиям. Пока нет результатов по увеличению конверсий, но этот кейс и не об этом.
Это наш первый положительный опыт разработки для клиента от государственной организации. Признаемся, был и отрицательный, но теперь мы вернемся к нему для работы над ошибками. Надеюсь, что наш опыт будет полезен и вам, а именно - законы, которые стоит изучить для работы и варианты решений размещения обязательной информации. Мы уложились в месяц работ, включая наполнение контентом.
Проведите конкурс среди участников CMS Magazine
Узнайте цены и сроки уже завтра. Это бесплатно и займет ≈5 минут.