К сожалению, у меня есть глаза, и на них попадаются последнее время разного рода заметки или вопросы, суть которых сводится к попытке канонизировать условный образ условного smm-специалиста. Некоторые пытаются просто перечислить все, что умеют, до мельчайших подробностей, мол, «вон как нада». Кто-то наделяет smm-профи «нестатичными» качествами: «умение оперативно находить решения и ориентироваться в любых поминутно возникающих ситуациях», что, наверное, более правильно, так как любой полоумный комментарий может перевернуть план работы на день. Некоторые склонны считать, что голова smm-щика должна быть забита всяким нишевым дерьмом, а сам специалист должен изобиловать дайджестами популярных ресурсов, следить за тем, что происходит в мире профессии, листать скучные отчетные презы, и общаться в Facebook, используя профессиональную лексику, ни в коем случае не называя «таргетированную рекламу» в Fb «контекстной».
Страшно представить, что человек, едва-едва получивший вшивенькое высшее образование, станет утопать еще и в этом болоте компетенций, либо он должен врать. Вот об этом качестве современного смм-гения и хочется сказать несколько слов. Есть какое-то внутреннее ощущение, что любой более-менее адекватный специалист по социалочке — лжец! Как на этапе составления резюме и приема на работу, так и на более поздних: работа по проекту, и уж тем более — апофеоз — клиентский отчет.
На начальном этапе, все ясно: ложь вполне благородная, так как бабки нужны. И сейчас, если у тебя есть акк. Вконтакте, ты вполне состоявшийся раскрутчик групп и публичных страниц. И даже не важно, делал ли ты это своими руками — у тебя есть сведения о том, что это происходит повсеместно, а стало быть нужно всего лишь начать вникать, и все получится. Обладая неким знанием о том, что группу вконтакте можно раздуть до 5, 10, 50, 100 тысяч пользователей, слушая или читая, что это делается повсеместно, у человека хватает ума поверить, что и он справится с этим довольно просто.
А потом, многим везет: они приходят в контору, где уже есть пару крупных клиентов-кормушек, группы которых уже худо-бедно наполнены пользаками. И нужно-то всего-навсего контенту подкинуть, да негатив побороть. Тут опять же: «мы будем публиковать уникальный контент от трех до пяти раз в день», «постоянно присутствовать в группах с целью модерации» и бла-бла. Ну да, «уникальный контент» всегда можно утянуть из тех сотен пабликов, на которые подписан каждый смм-специалист. В группу заходят за обедом с ipad, благо клиентские группы так скучны и убоги, что спамить там никому не хочется, так что формально — план выполняется. Ну и, конечно, вранье пользователям на уровне: «спасибо за обращение и интересный вопрос, мы постараемся решить проблему в ближайшее время». Фраза, которую можно перефразировать в «Господи, вот сидели же спокойно, а тут ты со своими проблемами».
Ну и, разумеется, отчетный период. Не случайно же на собеседованиях спрашивают, какими инструментами владеете, какими параметрами и метриками оцениваете эффективность кампании: чтобы врать клиенту. Благо тут и сами социальные сети подталкивают. Люди теряют веру в smm: вроде бы реклама, а продаж не особо, социальные сети, возможно, понимают, что бренды, наигравшись, свалят и поллумилиардная прибыль Вконтакте может начать меняться с обратной динамикой. Надо подкидывать всякие штуки, которые позволят врать, вот и выходит — нам врут социалки, мы врем клиентам. Все логично.
Появилась возможность промо-постов: да одного такого графика, составленного на основании этого инструмента, хватит чтобы запылить глаза клиенту по самые не балуйся. За 10 баксов можно получить порядка 1000 действий, среди которых и просмотры (кому это нужно!!), пара лайков, пара шейров.
В отчете это все более-менее красиво, так и представляю строку: «Нам удалось в рекордно короткие сроки и за несказанно малые деньги привлечь внимание к вашим материалам более чем 1000 человек, многие из которых отметили, что это им понравилось, а некоторые даже рассказали своим друзьям. Благодаря вирусоемкости оформленных материалов, над которыми трудились лучшие дизайнеры агентства, об акции, проводимой нашим уважаемым клиентом, узнало много людей, не увлеченных страницей и не являющихся подписчиками. Несказанная удача, но целый один человек в процессе выдающейся рекламной кампании даже подписался на наши обновления». И это — ложь! И клиент принимает ее и продолжает дальше играть в эту игрушку. Людям нравится визуальная благодать.
Вконтакте тоже не отстает от Facebook, расширяя статистику — например, охват. Пусть у меня в группе 500 душ, но счастье, если у них есть друзья, кто-то расшарит, охват увеличиться раз в 5, и мы получим примерно следующее: «Несмотря на небольшое количество подписчиком, нам удается вовлекать в процесс общения с брендом и других пользователей Вконтакте, которые могут быть потенциально заинтересованы в акциях и спецпредложениях, но по каким-то причинам пока не являются подписчикам сообщества». Вау. Вранье.
Не хочется рассматривать одноклассники, twitter, g+, но трудно представить, какой поток «недоговоров» и «перифразирования» льется в отчетах о кампаниях в этих социалочках.
Поэтому основной ключевой компетенцией smm-managera будет умение врать, выдавать провал за удачу, юлить и удерживать клиента, пускать пыль в глаза, а для этого, да, он должен обладать всеми теми качествами, которые последнее время так часто перечисляют. Но все для того, чтобы врать, сперва своим работодателям, а потом их клиентам. И это нормально.
Проведите конкурс среди участников CMS Magazine
Узнайте цены и сроки уже завтра. Это бесплатно и займет ≈5 минут.