В этом году мы начали сотрудничество и сделали несколько проектов для московского агентства CreativePeople. Я хочу рассказать, чему мы научились, сотрудничая с этой командой удаленно, из города Пензы, и что улучшили в своей компании, благодаря полученному опыту.
Задача: обеспечить качественный продакшн крупных проектов (верстка и сборка на 1С-Битрикс).
Со стороны CreativePeople: руководители проектов, технологи.
С стороны The Likers: руководитель проектов, верстальщик и программист. Дополнительно привлекались: московский фрилансер-программист и Ajax-программист.
Когда мы решились обратиться в Москву с предложением о сотрудничестве, мы осознавали, что можем «не потянуть». Потому что наша команда пока еще малочисленна и неопытна (по столичным меркам), а проекты могут быть очень сложные. Но мы «ввязались в драку», рассчитывая на то, что будем находить дополнительных людей в команду по мере необходимости.
В результате, какие-то проекты мы выполнили успешно, а какие-то не сумели довести до конца. К сожалению, как и предполагалось, в какой-то момент нам не хватило знаний, опыта и организационных навыков. Но мы собрались с духом и поехали в Москву для того, чтобы познакомиться и пообщаться с ребятами из агентства и послушать их советы и наставления. Несмотря на наши «косяки», нас не четвертовали, а рассказали о правильном подходе к работе и поделились своим опытом.
В начале беседы из уст директора CreativePeople прозвучали слова: «Вы хорошие, но вы слабые». И с этим трудно было поспорить. Из нашего разговора и полугодичного опыта сотрудничества, мы определили для себя несколько основных требований, которым должно соответствовать региональное агентство (да и любая команда разработчиков, в принципе).
1. В команде должен быть технический директор, который оценивает сроки разработки и распределяет задачи между разработчиками. Технический директор должен знать больше всех, решать нетривиальные задачи, обучать участников команды новым навыкам и постоянно совершенствовать методы и подходы к разработке проектов. Такого человека мы, к счастью, уже нашли.
2. Команда должна самостоятельно прорабатывать поставленную задачу, предлагая варианты ее решения, а не просить подсказок у заказчика. К нам обращаются за готовым продуктом, который мы должны создать в установленные сроки. Нам платят за это деньги, и если мы вместо самостоятельного решения начинаем по поводу и без повода дергать заказчика, наша ценность в его глазах стремительно падает.
3. Одновременно нужно работать над одним, максимум двумя, проектами. Этим мы увеличиваем эффективность команды и скорость разработки проектов. Не нужно слишком часто перебрасывать своих разработчиков с проекта на проект. Никто не любит, когда его слишком часто дергают, отвлекая от интересной задачи. Вновь появляющиеся проекты нужно ставить в очередь, а мелкие доработки по предыдущим проектам делать один раз в день — утром или вечером. С ростом команды можно пробовать делать большее количество проектов одновременно, создавая несколько проектных групп.
4. Общение в системе управления проектами (в данном случае, в Бейскемпе) происходит только между руководителями проектов.Задача руководителя проектов — переварить информацию, полученную от команды разработчиков и перевести ее на «человеческий язык», который будет понятен как агентству-заказчику, так и непосредственно клиенту, заказавшему проект. Не нужно бояться эффекта испорченного телефона, потому что в большинстве своем технологи — люди особого склада ума, и далеко не всех из них без специальной подготовки можно понять с первого раза. В редком случае технический директор, умеющий ясно выражать свои мысли, самостоятельно должен писать в Бейскемп, когда требуется объяснить несколько вариантов решения поставленной задачи.
5. Нужно заключать дополнительные соглашения на доработку проекта до начала выполнения поставленных задач. Если сумма на дополнительные работы превышает 10 тыс. рублей, то лучше не браться за них до подписания бумаг и предоплаты со стороны заказчика. Не важно, как сильно вас об этом просят, и как усердно заверяют, что все будет оплачено в самое ближайшее время. В бизнесе лучше верить бумагам (но и это — не аксиома). Лучше избегать ситуаций, когда написанное в Скайпе благополучно забывается.
6. Лучше сосредоточиться на чем-то одном, например, на программировании и сборке проектов. Понятие «студия» (делающая все и сразу) уходит в прошлое, и на рынке сейчас востребованы узкоспециализированные слаженные группы профессионалов: группировка продюсеров-менеджеров, команда иллюстраторов, сборище дизайнеров, гильдия программистов и так далее. Ведущие агентства сегодня, в большинстве своем, не имеют в штате всех звеньев цепочки разработки, но у них есть партнеры, в которых они уверены и к которым обращаются за решением самых разных задач.
Что же изменилось в нашем агентстве:
— в команде появился технический директор;
— мы сосредоточились на программировании и сборке проектов;
— в ближайшее время в команде появятся еще два технолога;
— теперь мы используем систему контроля версий при разработке проектов;
— наши программисты работают сообща над одним проектом единовременно;
— мы завели базу знаний Вики, в которую записываем интересные решения, требования к оформлению кода и ведению проектов в целом;
— знания, накопленные в Вики, постепенно будут публиковаться в ЖЖ и на Хабре;
— мы перешли с Бейскемпа сначала в Тимворк, а затем в Битрикс24, все проекты сейчас ведутся в нем;
— по вечерам мы смотрим видео с различных IT-конференций для расширения сознания кругозора.
Все эти советы могут показаться очевидными для опытных команд, но полезными для новичков вроде нас, которые хотят работать над крупными проектами, но не желают уезжать для этого в Москву.
Два месяца назад мы взяли перерыв в сотрудничестве с CreativePeople, пообещав стать лучше. Уже очень скоро мы готовы будем вернуться для дальнейшей работы. То, что мы замахнулись на многое в самом начале пути, окупилось тем опытом, который мы приобрели.
Проведите конкурс среди участников CMS Magazine
Узнайте цены и сроки уже завтра. Это бесплатно и займет ≈5 минут.