В предыдущем посте(который был нагло скопирован у компании Soloten) было озвученно, что заказать более или менее приличное приложение на Российском рынке у студий топ-20 стоит от 5 миллионов рублей!
К нам в компанию «ANTSPRO» приходит много амбициозных стартаперов или уже давно сформировавшихся успешных бизнесов, у которых уже есть идея, и даже понимание как это будет работать. Но у большинства наших клиентов проблема с понимаем ценообразования в сфере разработки мобильных приложений(думаю у коллег занимающихся сайтами и разработкой ПО ситуация аналогичная).
Это происходит регулярно, многие просто хотят купить у нас что-то сильно ниже рыночной цены. Иногда даже дешевле, чем это может стоить у качественных фрилансеров-одиночек. Работа с фрилансерами – это плачевная история и на эту тему я могу говорить долго, скорее всего я напишу отдельный пост, где разберу плюсы и минусы такой работы.
На самом деле весело смотреть на «успешных бизнесменов с Астаны», которые хотят получить к себе на вооружение инструмент, который будет помогать им оптимизировать расходы их оборота в несколько миллионов, а возможно даже поможет зарабатывать, но заплатить за этот инструмент хотят не более 10 тысяч долларов, есть и такие которые не постесняются сказать такую же цену, но только в тенге и здесь мне становиться еще веселее.
Когда мы встречаемся с клиентом – мы начинаем выяснять цели, задачи, потребности проекта. Но так как в большинстве случаев у клиента не хватает должного терпения, обычно наша встреча заканчивается заключительным вопросом: «Сколько это будет стоить?»
Ответ на этот вопрос зависит от огромного количества параметров, начиная от уровня текущего проектирования и проработки проекта и заканчивая фактическим объемом работы при реализации. Но не забываем про риски, мы не исключаем, что наш iOS разработчик будет отмечать день рождения своей бабушки или отпросится по семейным делам к себе в Уральск на неделю или менеджер со стороны клиента будет очень «занят», сидя в социальной сети, просматривая посты группы «БОРЩ» и не предоставит нам необходимой информации в срок. За это время платим –МЫ(компания), поэтому момент с рисками никогда нельзя исключать.
Ладно, мы все поняли – говорят клиенты, «но все же, сколько будет стоить наш проект»?
Мы раскроем нашу «великую тайну» по расчету проекта, которая многим it-компаниям известна и расскажем на примере вымышленного проекта: Сеть ресторанов «Суши-Груши».
Цель проекта: увелечение клиентской базы, новый канал продаж, увелечение оборота
Задачи проекта:
Разработать мобильное приложение для сети ресторанов «Суши-Груши». Проект будет состоять по сути из трех частей: Серверная часть(панель администратора + API), мобильное приложение под платформу iOS 7+(iPhone), мобильное приложение под платформу Android 2.3+(смартфоны). В панель администратора будет функционал добавления меню ресторана с указанием порций, цен, способов доставки и т.д., в приложении будет следующие экраны: меню с категориями, список блюд в категории, карточка блюда, акции и новости, рестораны(карта с контактами), корзина, заказ еды и его оплаты(опционально), настройки. Также в приложении и панели администратора необходим функционал для push-уведомлений. Мы выдвинули клиенту идею интеграции Google Analytics в приложение. Для замеров конверсии, что в принципе клиенту понравилось.
Этапы проекта:
Цели и задачи мы поняли, теперь давайте посчитаем кто будет учавствовать у нас в проекте:
Объяснять клиенту необходимость менеджера проекта и тестировщика обычно не приходится, но бывают исключения. На этом останавливаться я не буду.
В нашем проекте принимают участие 6 человек. По нашему расчету проект с учетом всех рисков займет 111 дней(рабочих) – это около 3,5 месяца.
Теперь прикинем среднюю месячную зарплату специалистов по рынку в Астане и Алматы(отсюда будем считать все в долларах, так удобнее):
Это средние цифры, но они вполне реальные, можете сходить на хедхантер и убедиться.
В принципе зарплаты у работников не большие. Считаем поэтапно.
Аналитика.
7 дней = 56 часов, далее берем по часовой ставке.
56*6,9$ = 386$ (взяли среднюю ставку менеджера проекта, на данном этапе принимает пока участие лишь он один)
Итого: 386$
Проектирование.
7 дней = 56 часов.
Половину задач берет на себя дизайнер, половину менеджер проекта.
24*5,2$ = 134$
32*6,9$ = 220$
Итого: 354$
Дизайн.
10 дней = 80 часов
80*5,2$ = 416$
Итого: 416$
Здесь клиент затягивает с утверждением дизайна, а сроки идут(зачтем в рисках)
Разработка.
58 дней = 464 часа
464 * 7,6$ = 3526$
Итого: 3526$
На данном этапе обычно идет простой в ожидании контента от заказчика, делаем своими силами и уходим немного в минус(зачтем в рисках).
Тестирование(которое идет «внахлест» – через день после каждого релиза, а не после окончания разработки) 58 дней разработки / 2 = 29 дней занимает данный проект у тестировщика
29 дней = 232 часа
232 * 5,3$ = 1230$
Итого: 1230$
Публикация
Обычно мы ее делаем бесплатно :)
Суммарная сумма в итоге: 386$+354$+416$+3526$+1230$ = 5 912$
У предпринимателей в сфере IT чувство, что я не все посчитал, верно?
Конечно же, я не посчитал управление всеми этими красавцами!
Итого: 5 912% + 30% = 7685$
Все конечно идеально. Для людей из бизнеса не хватает OVERHEAD.
Что это такое? Это накладные расходы, поверьте они были, есть и будут.
Смотреть, что же такое overhead:
http://allfi.biz/glossary/eng/O/overhead.php
http://economist-info.ru/topic/1904/
По нашей отрасли в Казахстане– это в среднем 110%. Считаем дальше:
Итого: 912$ + 110% = 12 415$
Теперь давайте посчитаем сколько мы выдадим на руки специалистам. Данный норматив составляет 80% от расходного бюджета.
12 415$ * 80% = 9932$ - эта сумма, которую мы выдадим на руки специалистам по данному проекту. Эта цифра нам нужна для расчета налогов по зарплате.
Теперь начинаем считать налоги по заработным платам. Возьмем случай когда у Вас ТОО(аналог ООО в России) на упрощенном режиме(без НДС). КПН+соц.налог посчитаем в конце.
Откуда я взял проценты данных налогов? Смотреть здесь.
Мы посчитали все налоги по прямым выплатам нашим специалистам.
В итоге у нас получается следующая картина: 12 415$ + (993$+447$+883$) = 14 738$
Вспоминаем наши риски, включая запой нашего iOS разработчика, отсутствия контента от заказчика и прочие косяки с обеих сторон – они неизбежны. И прибавляем разумные 20%.
14 738 + 20% = 17 685$
И это лишь себестоимость проекта. Бедный(иногда богатый) и не очень умный клиент начинает на данном этапе отваливаться.
Но так как мы не благотворительный фонд и не хотим работать в 0, мы вспоминаем такой термин как «маржа». Это то, что компания заработает на данном проекте.
Некоторые компании завуалированно прячут маржу в ставку разработчика, что тоже правильно, но посчитать какой процент маржи они закладывают в цену не составит особого труда.
Процент маржи варьируется по рынку очень сильно, здесь я озвучу вымышленные 40%, что в принципе больше похоже на правду.
ИТОГО общая сумма проекта составляет: 17 685$ + 40% = 24 759$.
Ах да, мы забыли про КПН+соц.налог = 3%.
Многие скажут – это дорого, я сделаю такой проект за пять штук баксов, причем за месяц. Интересно, на чем исполнитель режет себестоимость? Скорее всего он одиночка, у него нет офиса, у него нет дизайнера, у него нет программистов(которые работали в паре, а это очень важно), у него нет тестировщика и скорее всего у него нет менеджера проекта. За 4 штуки долларов можно найти 3-х прогеров-фрилансеров, подтянуть знакомую дизайнера за 500 баксов, ну и достаточно. Правда я заработаю на этом долларов 500, а остальное уйдет фрилансерам, но скорее всего я выпущу некачественный продукт, который будет крашится, будет жутко неудобный и со множеством недочетов. Естественно заказчику все эти переработки выйдут дороже, как в моральном плане, так и в денежном плане, сюда же плюсуем потерянное время. Хочу заметить обычно(85%) у фрилансеров обещанные 3 месяца выливаются во все 7 и проконтролировать их практически невозможно.
В случае если клиент заказал бы у сформированной команды/компании проект за данный бюджет, он скорее всего получил бы результат именно за 3 месяца и начал развивать новый канал продаж. И основные усилия он направил бы на увелечение оборота с помощью мобильного приложения, а не на переделки менюшек, кнопочек, спора с фрилансерами и т.д.